Эриксон

Хотя Эриксон (15, 16, 17) не обсуждает собственно проблему характера, он

предложил релевантные концепции зон, способов поведения (см. выше) и “эго-

идентичности”. Последняя определяется как

· 229-

вид “созидательной полярности самовосприятия и восприятия человека другими”. Эго-

идентичность подразумевает большее, чем простой факт существования, который

понимается в качестве “личной идентичности”. Эго-идентичность субъективно

переживается в процессе непрерывного сопоставления тождественности внутреннего “я” и

постоянства собственного значения в глазах других. Иными словами, человек, достигший

эго-идентичности, чувствует, что он принадлежит к своей группе, что его прошлое имеет

значение в понятиях будущего и наоборот. Он “знает, где он находится”. Сознательные и

бессознательные факторы одновременно играют роль, хотя эго-идентичность описана как

менее осознанный процесс по сравнению с самоуважением.

Развитие чувства эго-идентичности происходит из различных идентификаций детства,

но является не суммацией, а интеграцией ролей. Кульминация случается в поздней юности.

Юноша, не уверенный в своей идентичности, робеет в интимных межличностных

отношениях. Чем увереннее он становится, тем настоятельнее ищет дружбы, соперничества,

лидерства, любви, вдохновения. Эго-идентичность порождает новую форму любви к

родителям, свободную от желания, чтобы они переменились. Принимается факт, что

каждый несет ответственность за свой образ жизни. Все это подразумевает целостность и

“чувство товарищества с мужчинами и женщинами отдаленных времен и разных занятий,

кто созидал и провозгласил человеческие достоинства и любовь”. Отсутствие или утрата

эго-идентичности при психоневрозе сопровождается отчаянием и страхом смерти. Отчаяние

часто скрывается за чувствами отвращения и неудовольствия отдельными установлениями и

людьми, но по существу означает презрение к себе (см. прим. 16).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: