Кризис европоцентризма

Гегель отводил Древнему Ирану роль первого восприятия духов-

ного начала как огня и светоносной сущности, Индии — роль

рассеяния этого духовного начала на многообразие внеполо-

Глава I. Что такое культурология?

женных ему растительных и животных форм, Египту — само-

порождения духа, но пока еще в опредмеченной, почти ин-

стинктивной, форме.

Для Гегеля дух народа — это конкретная индивидуальность,

пребывающая в согласии с природой, но не в причинной зави-

симости от нее. История есть постепенное освобождение духа

от природной стихии. И тем не менее в предельных случаях

природа в силах блокировать всякое движение истории и про-

гресс духа, оглупить человека чрезмерными трудностями жиз-

ни, приковать к себе.

В Европе, в стране умеренного климата, умеренной гористости,

удобного для мореходства побережья, дух быстро и решитель-

но возвышается над природой и очень скоро начинает рассма-

тривать ее как свой инструмент. Азия, наоборот, по мнению

Гегеля, являет резкий контраст между днем и ночью, или, гово-

ря географически, между речной долиной и горным хребтом.

И этот контраст задает определяющий тон азиатской истории.

Высокогорная гряда, плоскогорье и речные долины — вот что,

по Гегелю, придает Азии ее физический и духовный характер,

но само по себе все это — не конкретные исторические эле-

менты, а лишь соотносительные элементы абсолютного сопо-

ставления.

Цель, к которой постоянно тяготеют неустойчивость, возбужде-

ние, метания обитателей гор и плоскогорий, — укорениться

на плодородной равнине. Естественно разделенное вступает

в отношение по существу историческое. Однако такая «исто-

рия», когда жизнь принимает то устойчиво-укорененный, то

взбудораженно-лихорадочный облик, никуда не ведет, ее по-

лярные моменты не опосредуются и не вступают во взаимо-

действие. Изоляционизм восточных народностей проявляется

в том, что, даже имея удобную береговую линию, они не стано-

вятся морскими державами в подлинном смысле слова. Вос-

точное общество мечется между крайностями анархической

силы и безвольной пассивной организованности. Из-за взаим-

ной непримиримости эти противоположные начала при вся-

кой попытке стремятся утвердиться в самостоятельности.

Вообще говоря, государство ломает патриархальную погружен-

ность индивида в природную среду, утверждая превыше всего

разум закона. Но в восточном государстве закон служит лишь

упрочению порядка, государственный порядок есть цель в се-

бе. Поэтому растительное разрастание безличной культуры

. Что такое культурология? 19

здесь обречено рано или поздно столкнуться с бесплодным воз-

буждением бескультурных личностей. Сердцевиной Востока

для Гегеля остается Индия. Она — образец колебаний между

крайним порывом к освобождению и крайним внешним и внут-

ренним рабством, между острейшей ностальгией по обетован-

ной земле и неизменным провалом устремлений к ней. Индий-

ская культура являет видимость развития, но кончает там, где

и китайская, в которой вообще никогда, по Гегелю, даже и не

ощущалось порыва к свободе человеческого мира.

Такой подход к оценке общественного развития в дальнейшем

стал вырождаться в апологетическую по своей сути «прогрес-

систскую» концепцию с характерным для нее представлением

о науке (а затем и о технике, информатике) как об оптималь-

ном средстве разрешения любых человеческих проблем и до-

стижения гармонии на путях устроения рационально спроек-

тированного миропорядка. Предполагалось, что западная куль-

тура некогда вобрала в себя все ценное, что мог дать Восток.

Более того, сложилась гипотеза о том, что кочевые индоевро-

пейские народы на заре истории вторглись из Центральной

Азии в Китай, в Индию и на Запад. Встреча разных культур

породила, будто бы, европейскую цивилизацию, обогащенную

контактом различных религий.

В XIX в. в европейском сознании вызревал кризис европоцент-

ризма. Европейский просвещенный мир пытался понять, пра-

вомерно ли рассматривать европейскую идею как всемир-

ную. А. Шопенгауэр отказывался видеть в мировой истории

нечто планомерно-цельное, предостерегал от попытки «ор-

ганически сконструировать» ее (см. Шопенгауэр А. Об исто-

рии//Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2, М.,

1900, с. 455).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: