Времени

ГлаваXIII. Типология культур - 209

Идеальные типы культур

Каждая эпоха создает собственный культурный космос. По-

этому культуры можно сравнивать по историческому признаку.

В принятой периодизации истории можно выделить древний,

средневековый период, а также периоды, относящиеся к новому

и новейшему времени. Если использовать данную схему, то не-

трудно перечислить следующие типы культур: культуру Древ-

него мира (до V в. н.э.), культуру Средневековья (с V по XIV в.)

культуру Нового времени (XIV — начало XX в.), культуру Новей-

шего времени (с начала XX века или современную).

Надо подчеркнуть, что здесь важна не только отсылка ко вре-

мени, но и тот факт, что культура каждой эпохи имеет суще-

ственные черты. Что можно сказать, например, о Древней

культуре? Она мифологична. Это ее главнейший признак.

Но только ли в древности миф был важнейшим свойством, ат-

рибутом культуры?

Любая автономная, альтернативная позиция как противовес гос-

подствующей, если к ней приглядеться, тоже восходит к сокро-

вищнице мифологии. Неужели современное сознание мифо-

логично во всех своих вариантах? Можно ли обеспечить ана-

литически достоверное постижение реальности, или сегодня

диктат мифа неотвратим? Может ли сознание преодолеть соб-

ственные идолы? Способен ли разум разорвать оболочку ду-

ховного трафарета?

Разумеется, эти вопросы возникают перед исследовательской

мыслью не впервые. В XX в. к мифу как феномену духа, созна-

ния было приковано внимание крупнейших ученых — фило-

софов, культурологов, социологов, историков. В обстановке

идейных размежеваний родилось немало проницательных

интуитивных догадок, «прозрений» о мифе. Возникли прин-

ципиально новые трактовки этого духовного феномена. За-

фиксирован поразительный факт: миф существует и в совре-

менной культуре, высказаны парадоксальные провозвестия

о его судьбе.

Американский профессор Джеймс Фейблман (р. в 1904) —- один

из известных специалистов в области типологии культур древ-

него мира. Он выделяет пять древних самостоятельных типов

культуры: до-первобытный, первобытный, военный, религиоз-

ный, цивилизационный; современные типы — научный и пост-

научный. Этот перечень, по его словам, не является исчерпыва-

210 Глава XIII. Типология культур

ющим, но включает в себя основные типы культуры, известные

сегодня (Фейлбманн Дж. Типы культуры // Антология иссле-

дования культуры. Т. 1, Санкт-Петербург, 1997, с. 203).

Из названных семи первые четыре обозначены исследователем

как «ранние», а следующие три — как «развитые». Одно время

бытовало мнение, что существуют лишь два типа культуры,

а именно: первобытный и цивилизованный. Предполагалось,

что все первобытные народы находились на одном уровне куль-

турного развития, а все иные народы более или менее «цивили-

зованы» и поэтому в равной степени «развиты». Но это очень

далеко от истины. Так называемые первобытные культуры суще-

ствуют на многих стадиях развития, так же как и цивилизован-

ные. С позиции прогресса предпочтительнее, чтобы этот куль-

турный ряд не прерывался, а качественные различия в этом не-

прерывном потоке делаются лишь для того, чтобы было удобнее

их изучать, хотя для такого разграничения есть все основания.

Для до-первобытного человека типично только то, что он почти

полностью находился во власти природы. В качестве орудий

труда он использовал подходящие предметы естественного

происхождения, не особенно изменяя их; охотился ради про-

питания, жил в пещерах, приспосабливая себя и свои привыч-

ки к окружающей среде. Убийство животных было проявлени-

ем постоянной борьбы, столь же опасной для человека, как

и для его жертвы. Социальная организация была неразвита,

возможно, даже ограничивалась семьей, стимулов для психо-

логических и социальных контактов почти не было. До-перво-

бытная культура представляла собой перманентную, непре-

кращающуюся борьбу за простое выживание, исход которой

был неясен, а успех зависел от полной самоотдачи каждого

представителя данной культуры.

На стадии первобытной культуры возникает первый тип высо-

корганизованных обществ. Первобытные культуры включали

меньшее количество составляющих, чем другие типы общества,

например, религиозные, но их структура была намного слож-

нее, чем предполагалось ранее. Устройство первобытного об-

щества было предельно компактным. Среди институтов перво-

бытной культуры ведущее место занимают кровнородственные

группы, которые являются более сложной, расширенной фор-

мой семейной организации. Общественным управлением зани-

мается совет старейшин. Изобразительные искусства занима-

ют такое же почетное место, как и религия.

ГлаваХШ, Типология культур.,. 211

Военный тип культуры является первым, значительным шагом

вперед в развитии, по сравнению с первобытной стадией. Во

многих отношениях военная культура далеко ушла от перво-

бытного типа, в том числе и в сфере социальной организации.

Военная культура проявляется в первую очередь в двух видах

деятельности: торговой и военной. Эта культура — хищничес-

кая, грабительская и алчная. Появилась письменность; техни-

ческие изобретения следуют одно за другим, создаются обшир-

ные библиотеки, а архитектура становится доминантой искус-

ства. Характерной чертой религии военного типа является

поклонение не природным божествам, помогающим в борьбе за

существование, не богу грома или богу урожая, а богам войны.

Идея выживания сменяется идеей обладания вещами ради них

самих, поскольку они могут доставлять, например, приятные

ощущения. Почитаются Мардук и Марс.

Религиозный тип культуры отвергает непосредственную и актив-

ную деятельность, поскольку ее идеал — пассивность и нео-

пределенность. Религиозная культура начинается с откро-

венного принятия постулата крайнего реализма, гласящего, что

только универсалии культуры реальны. Согласно этому посту-

лату, физически существующие материальные предметы нере-

альны, вводят в заблуждение и, конечно, с точки зрения религи-

озной культуры, иногда несут зло. К слову сказать, существова-

ние зла является огромной проблемой для религиозной

культуры. Все подчинено поклонению Богу, и жизнь в этом ми-

ре отрицается во имя другой жизни после смерти.

Среди трех развитых типов культуры, прежде всего, выделим ци-

вилизованный тип. Ее можно сравнить с религиозной, посколь-

ку в большинстве случаев она была реакцией на последнюю.

Согласно цивилизованной, или урбанической, культуре сущест-

вуют только отдельные предметы, которые не могут быть позна-

ны как таковые сразу и полностью. Влияние природной среды

на цивилизованный тип культуры значительно. Природа не

подвергается большим изменениям: ее щадят и боятся.

Научный тип культуры —• самый высокий из известных на сегодня

типов культуры. Несмотря на то, что ему недостает некоторых

достижений других типов (к примеру, такого, как религиозный),

он во многих отношениях продвинулся вперед относительно

любого другого типа культуры. В этом типе культуры преобла-

дает теория, согласно которой известные естественнонаучные

законы действуют не только на физическом, но практически на

212 Глава XIII. Типология культур

любом уровне бытия. Жизнь управляется идеей, согласно кото-

рой открытие естественных законов удовлетворит любозна-

тельность в поиске истины и будет способствовать улучше-

нию условий существования. Основным побудительным мо-

тивом деятельности является исследование, а основной целью

исследований — открытие законов природы. Исследовательская

деятельность становится культурной доминантой, и ее задача

состоит в увеличении объема знаний о природе и поиске рента-

бельности этого знания. Образцом такого рода может служить

культура современной Европы и Америки.

Пост-научный тип культуры отличается от научного так же, как

до-первобытная культура отличается от первобытной. Основ-

ными занятиями пост-научного типа культуры будут наука,

философия и искусство. Лидирующая роль останется за иссле-

довательской деятельностью, а главной целью исследований

станет знание. Удволетворёние и удовольствие будут ценить-

ся столь же высоко, как и знание, и сами превратят в способ

познания, потому что отношения обладают такой же значимо-

стью, как и ценности.

Выделенные типы культуры являются скорее идеальными и абст-

рактными, чем существующие в действительности. Реальные

культуры представляют собой сочетание различных типов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: