Веренное существо, которое не подчиняется Божествен-

ной воле. Наконец, католики и протестанты полагают, что на-

значение христианства — служить человеку.

Можно провести культурологическое различение между тради-

ционным средневековым христианством и современным его

вариантом. Средневековое христианство было основано на

традиции, базирующейся на религиозных догматах. Как и лю-

бая традиция, эти догматы уходили корнями в прошлое. Инди-

вид принимал их без критической оценки, поскольку они име-

ли надличностный, абсолютный характер.

Современная информационная цивилизация, истоки которой

восходят к культуре Возрождения, имеет радикально иные

черты. В традиционном обществе неукоснительной ценнос-

тью был культ и авторитет обычая, а в современной культу-

ре в ранг ценности возводится все новое, оригинальное, от-

торгнутое от традиции. В традиционном обществе индивид

был членом сословия или корпорации, к которой он при-

надлежал, в современной культуре утверждается автономия

личности.

250 Глава XVI. Кризис религии или религиозное возрождение?

Попробуем рассмотреть различие традиционной и современной

культур на примере исследовательской деятельности Э. Фром-

ма. Он пишет: «Развитие религии и философии после средневе-

ковья носит слишком сложный характер... Оно характеризует-

ся борьбой двух принципов: христианской, духовной традиции

в теологической и философских формах и языческой традиции

идолопоклонства и бесчеловечности, которая принимала мно-

жество различных форм в процессе развития того, что можно

было бы назвать «религией индустриализма и кибернетичес-

кой эры» (Фромм Э. Иметь или быть?М., 1986, с. 167).

Фромм отмечает, что основой индустриальной религии стал но-

вый социальный характер. Суть его составляет страх и под-

чинение могущественной мужской власти, культивирование

чувства вины за непослушание, разрыв уз человеческой соли-

дарности из-за преобладания своекорыстия и взаимного анта-

гонизма. В индустриальной религии священны труд, собствен-

ность, прибыль, власть, даже если эта религия и способствует

развитию индивидуализма и свободы в рамках своих основ-

ных принципов. Превращение христианства в строго патриар-

хальную религию позволило выразить индустриальную рели-

гию в терминах христианства (там же, с. 169).

В культуре Возрождения секуляризация выявилась вначале в оп-

ределенных нововведениях в самой сфере религии. (Эти явле-

ния проанализированы в работах отечественных культуроло-

гов Л.М. Баткина и А.Ф. Лосева). Л.М. Баткин отмечал, что чем

в большей степени возрожденческое сознание стремилось

к равновесию человека и Бога, тем все более оно становилось

богоборческим, поскольку строилось все же вокруг божествен-

ного человека. Поэтому человекобог преобладает в этой куль-

туре над Богочеловеком. Бог приближался к человеку в образе

очеловечившегося Спасителя. Храм, уподобляясь небесному

своду, озарялся светом, украшался золотом и драгоценными

камнями, наполнялся звучанием органа. Христос чаще изобра-

жался как земной человек, что подчеркивают на иконах льну-

щие к нему Богоматерь и святые. В культуре Возрождения не

только человек поднимается до вершин Бога, но и Бог опускает-

ся до уровня человека.

Оценивая эти же явления, А.Ф. Лосев отмечает, что все предме-

ты религиозного почитания становятся в эту эпоху доступны-

ми и психологически близкими человеку. Таким образом, ис-

токи секуляризации в культуре Возрождения надо связывать

ГлаваXVI. Кризис религии или религиозное возрождение? 251

не с критикой религии, а с ее переосмыслением, с перестанов-

кой в ней определенных акцентов, ведущих к далеким послед-

ствиям. Не случайно в эпоху Реформации, о чем уже говори-

лось, появился протестантизм. Что же касается обмирщения

христианства, т.е. приспособления его к жизненным потреб-

ностям, то это явление хорошо раскрыто М. Вебером. Он пока-

зал, как потребности хозяйственной жизни вносят изменения

в толкование священных заповедей, обходя из посредством

изощренной логики или просто устраняя их духовной практи-

ки. Так, католическая церковь полностью исключила столь

важное решение, как запрещение взимать проценты. Кроме

того, религиозная этика просто перенимает общие добродете-

ли мирской жизни (Бебер М. Социология религии (Типы рели-

гиозных обществ) // Работы М. Бебера по социологии рели-

гии и культуры. Вып. 2,М., 1991, с. 232-233).

Радикально переосмыслив присущее традиционному христи-

анству отношение к труду и богатству, выработав позицию

активного мирского аскетизма, протестантизм внес сущест-

венный вклад в процесс секуляризации, поскольку перенес

акцент с мира запредельного на мир земной, превратил в за-

конные формы внешней активности. Протестантизм отрица-

ет значение церкви. Вера для протестанта оказывается его

частным делом. Так рождается религиозный индивидуализм,

предполагающий отказ от любого авторитета, который выше

самой индивидуальности.

В Новое время процесс секуляризации углубляется. Этому спо-

собствует развитие естествознания и возникновение на этой

основе представления о природе как о целом, упорядоченном

естественным образом. Это противоречило религиозной кар-

тине мира. Одновременно наука порождает в человеке веру

в неограниченные возможности разума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: