Считал, что удовольствие и страдание имеют биологичес-

кую функцию. Они побуждают человека к действию в соот-

ветствии с тем, что выгодно ему, — причем это справедливо

как в отношении одного человека, так и всего человечества.

Тем самым удовольствие и страдание выступают как необ-

ходимые факторы эволюционного процесса. Итак, субъек-

тивное переживание удовольствия само по себе не является

критерием оценки состояния человека. Далее, счастье связано

с Богом, и это дает возможность установить объективный кри-

терий и для оценки удовольствия, т.е. определить, насколько

оно всеобще.

Стремление «онаучить» мораль, конечно, сужало поле нравст-

венных исканий. Спенсер допускает, что в современном об-

ществе имеют место многочисленные случаи «извращенного»

удовольствия или страдания, которые он объясняет существу-

ющими в обществе противоречиями и его несовершенством.

Спенсер проводил параллель между своей теорией биологи-

ческой функции удовольствия и социологической теорией.

Он выдвинул идею: формирование человека должно соотно-

ситься с требованиями общественной жизни. Это увеличивает

шансы на получение удовлетворения. И далее: удовольствие,

сопровождающее применение средств для достижения цели,

рискует само стать только целью.

Проблема средств и целей четко сформулирована Спенсе-

ром. Он предполагал,что удовольствие, связанное с целью, не-

обходимо делает и средства достижения поставленнной цели

приятными. Он допускает, что при совершенном обществен-

ном устройстве любые совершаемые человеком действия бу-

дут правильными только тогда, когда они, помимо содействия

достижению счастья в будущем, в общем и в частности, будут

доставлять немедленное и непосредственное удовольствие,

а страдания, не в отдаленном будущем, а в ближайшем, всегда

будут сопутствовать действиям неправильным.

На первый взгляд допущение Спенсера кажется логичным. К при-

меру, если человек собирается приятно провести время в путе-

шествии, то приготовления к нему будут приятными. Но оче- N

видно, что последнее не всегда верно. Так, если больной вы-

нужден продолжать малоприятные процедуры, то благая цель

Глава XVIII. Нравственное измерение культуры 291

— его здоровье — не означает, что сами процедуры ему прият-

ны. Но очевидно, что последнее не всегда верно. Так, если

Больной вынужден продолжать малоприятные процеду-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: