Студенчество – это особая социальная категория молодёжи, организационно объединённая институтами высшего образования.
Она характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые определяется правильностью профессионального выбора, адекватностью и полнотой представления студента о будущей профессии.
В социально – психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации.
Студенчество – это социальная общность характеризующаяся наивысшей социальной активностью и гармоничной сочетаемостью интеллектуальной и социальной зрелости.
Учет этих особенностей студенчества лежит в основе отношения преподавателей к каждому студенту как к партнеру педагогического общения интересной для преподавателя личности.
Существенным показателем работы студента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все ее виды и формы.
|
|
Студент, являясь представителем определенного возрастного периода развития, как субъект учебной деятельности на каждой образовательной ступени, характеризуется спецификой учебной мотивации, системой отношений, особенностями учебной деятельности.
Перед преподавателями всегда возникает важная психолого – педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности. Это предполагает, прежде всего, необходимость обучить студента умению планировать, организовывать свою деятельность.
Для этого следует определить:
1. учебные действия, необходимые для успешной учебы;
2. программу их выполнения на конкретном учебном материале;
3. четкую организацию упражнений по их формированию.
3.Педагогика как учебная дисциплина и наука. Истоки ее происхождения и этапы развития
Педагогика (греч. рaidagogike; рaidоs – дитя, ago – веду) – детовождение, детоводство. В Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал в школу ребенка своего господина. В Греции педагогами называли людей-наставников, воспитывающих и обучающих детей. Постепенно понятие «Педагогика» расширилось и стало употребляться в значении «вести ребенка по жизни», т.е. обучать и воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие.
В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим, философским наследием античной цивилизации, педагогическими ценностями Византии и др. стран.
Педагогика – совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовке человека к дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.
|
|
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция. Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551 – 479 г.г. до н.э.) – древний китайский мыслитель. Основные взгляды изложены в книге «Беседы и суждения». В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей не достаёт, учитель?» – обращается к нему ученик. «Обогати её!» – отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же её обогатить?», спрашивает ученик. «Обучи её!» – восклицает учитель.
В начале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний – своеобразных педагогических заповедей. Они включали правила поведения и отношения между родителями и детьми. До того, как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование. Они дошли до нас в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как 1-го этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, считалках, народных приметах.
С появлением письменности они приобрели более «сухую», строгую форму, стали носить характер советов, правил, рекомендаций.
Русский писатель, создатель всемирно известного словаря великого русского языка В.И. Даль собрал воедино свод научно-поэтических моральных стандартов поведения: «От учтивых слов язык не отсохнет», «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»; «Не стыдно молчать, когда нечего сказать».
Педагогика приобрела статус науки и самостоятельной дисциплины благодаря трудам и авторитету чешского ученого Яна Каменского. Он изложил свои основные идеи в трудах «Великая дидактика», «Открытая дверь к языкам», «Материнская школа», др.
Ян Амос Каменский (1592 – 1670) – чешский мыслитель, гуманист, педагог, писатель, основоположник дидактики. Сегодня «Дидактика» как теория и методика обучения – определилась как самостоятельная область общей педагогики. Ян Амос Каменский стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Слова «урок», «класс», «каникулы», «обучение» пришли в современную школу вместе с его именем. В его труде «Великая дидактика» впервые были сформулированы основные принципы организации педагогического процесса, используемые и в современной школе – как общеобразовательной, так и профессиональной.
Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду; с архитектором, который застраивает знаниями все уголки человеческого существа; со скульптором, тщательно обтёсывающим и шлифующим умы и души людей; с полководцем, ведущим наступление против варварства и невежества. Он написал десятки учебников для школы, больше 260 педагогических произведений.
Швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) – основоположник теории начального обучения. В своей теории элементарного обучения он связал обучение с воспитанием и развитием ребёнка, педагогику с психологией. Он потратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил детям-сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Всё – для других, ничего – для себя».
Интенсивное развитие педагогической теории и практики в рамках различных образовательных учреждений в 18 веке привело к необходимости подготовки педагогов. Педагогика сформировалась как учебная дисциплина.
Великим педагогом России 19 века был Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1871). Его называют учителем русских учи телей. Он – педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. Основа его педагогической системы – требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике он проводил идею воспитывающего обучения. Его основные труды: «Детский мир», «Родное слово» (переиздавалось 167 раз!), «Человек как предмет воспитания». Его наследие составляет 11 томов, педагогические произведения имеют ценность и сегодня. Вот как он охарактеризовал профессию учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. А его дело – скромное по наружности – одно из величайших дел истории. На этом зиждутся государства и им живут целые поколения».
|
|
Педагогические изыскания российских теоретиков и практиков образования подготовили новаторскую педагогику Антона Семёновича Макаренко (1888 – 1939) – советского педагога и писателя. Он разработал теорию и методику воспитания в коллективе. Провел педагогический эксперимент соединения обучения с производительным трудом учащихся. Развил теорию семейного воспитания. Основные его труды: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей». Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем в стране СССР, в 30-е г.г. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека.
Современная педагогика как учебная дисциплина рассматривает теорию и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.
Можно дать определения, раскрывающие понятие «Педагогика»:
1) наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности;
|
|
2) наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека,
3) наука об организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.