Устная коммуникация – звуковая словесная коммуникация, не опосредованная или опосредованная техническими средствами (телефон, радио, диктофон и др.).
Основой устной коммуникации является устная речь – первичная форма существования языка, отличающаяся от письменной речи и устного воспроизведения ранее записанного текста как внешним оформлением, так и внутренними механизмами продуцирования и восприятия.
Условия эффективности:
1. Отсутствие семантических барьеров – должна быть единая система символов (один язык, одинаковое понимание символов). Никто не может быть абсолютно уверен в том, что другое лицо припишет то же значение символу, которое ему придали первоначально.
2. Отсутствие психологического барьерa – они видели друг друга т.к. могут следить за мимикой и реакцией
3. Отсутствие невербальных преград – чтобы жесты, мимика, реакция,… правильно истолковывались
4. Отсутствие технического барьера – не было посторонних шумов
5. Правильная постановка вопроса – требующий открытого или закрытого ответа («Нравится ли Вам Ваша работа?», «Что Вам нравится с Вашей работе»)