Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению Вместе с тем западная культура XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.
Художественная культура XX века отличается разнообразием. Наряду с реализмом в ней формируются две новые художественные системы: модернизм и постмодернизм.
Модернизм (от фр. modern — новейший, современный) — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира.
Модернизм был подготовлен двумя процессами своего развития: декадентством, т.е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем, и авангардом, манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественном установкам.
|
|
Характерными чертами стиля «модерн» были:
• стремление к эстетизации окружающей человека среды;
• зрелищность и декоративность;
• подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы.
Постмодернизм — новый, последний на сегодняшний день сверхэтап развития и направления культуры. Это общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е годы XX века.
Постмодернизм в культуре связан с осознанием ограниченности социального прогресса. Общество боится, что результаты этого прогресса приведут к уничтожению самого времени и пространства культуры. Постмодернизм стремится установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. Ему свойственны:
• поиски универсального художественного языка;
• бесконечное многообразие стилей, коллажность, эклектизм, субъективизм монтажа;
• сближение и сращивание художественных направлений.