1. Даны буквосочетания, представляющие собой высказывания: тамаркаупала, теперьяподнимитетоже. Расчлените их на речевые такты и фонетические слова. Чем обусловлено такое членение и в чем (какими средствами) оно выражается?
3. Разделите на слоги слова и выделите слоги: а) прикрытые открытые слоги, б) неприкрытые открытые слоги, в) прикрытые закрытые слоги, г) неприкрытые закрытые слоги, д) полуоткрытые слоги, е) полузакрытые слоги: беспокоиться, братство, восемнадцать, интересный, картина, каток, краеугольный, лампочка, лестница, осторожнее, ответственная, отдыхаю, отличный, отошел, подводный, приблизительно, пространство, пустой, путешествовать, радоваться, распространять, солнечный, станция, мужественный, столовая, существенно, тепло, тетрадь, улица, успокоить, цветочный, шапка, яркий.
4. Разделите следующий отрывок на такты. Прочитайте его в быстром и замедленном темпе: с интонацией сообщения, б) вопроса, в) побуждения.
Поедем завтра с братом в город походим по базарной площади заглянем в книжный магазин сходим в цирк спустимся на речную пристань проводим в путь старенький пароходик (По Ю. Скребицкому).
|
|
5. Расставьте ударение и укажите, какие значения имеют следующие слова при наличии ударения на разных слогах:
Русск.: глазки, ношу, моря, дома, верхом, пили, признаюсь, косы, стрелки, кружки, замок, мука, еду, дорога, мою, плачу, стоит, пары.
6. Определите, подвижное или неподвижное ударение в следующих
словах. Разделите эти слова на группы, в зависимости от типа ударения.
Проверьте себя по словарю:
Русск.: гора, звонить, бык, бок, сосна, овца, стог, варить, борода, нога, ноша, беда, волк, гроза, стена, изба, сковорода, вода, земля, бежать, крыша, доска, буря.
Литература к разделу II
Основная
Реформатский А.А. Введение в языковедение. Гл. III.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. Разд. II.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. Гл. VI.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. Гл. II.
Вендина Т.И. Введение в языкознание. Гл. 5.