Практические задания. 1. Сгруппируйте слова с общими грамматическими значениями и укажите грамматическое значение, свойственное каждой группе слов: голова

1. С группируйте слова с общими грамматическими значениями
и укажите грамматическое значение, свойственное каждой группе слов: голова, дом, книга, солнце, институт, море, земля, вода, театр, облако, поле, самолет, радость, вокзал, ракета, дерево, синева, карта, река, стены, газета, звезды, комнаты, лодка, тетрадь, розы; писать, выучить, назвать, украшать, отдать, читать, рисовать, уехать, говорил, работает, отдыхает, объясню, просил, держал, сделаю, шьет, расскажу, принесу, ужинает, собирал, найду, отправлю, думает, играет, выступал, куплю, убеждал, нога, рука, большая, стоя, выдающаяся, берега, пустынного, его, пятерых, умного, в море, на песке, в лесу, на ветке, на яблоне, моря, леса, ветки, яблони.

2. К какому роду относятся русские слова невежда, гуляка, бедолага, трудяга, жадина, непоседа, ханжа, зануда и т.п.? На каком основании вы это устанавливаете? Как проявляется в этих словах связь грамматической и лексической семантики?

3. Какие словоформы из приведенного списка обладают нулевым грамматическим показателем: стол, еще, коров, лугов, пять, вчера, ве­чера, такси, лучи, дал, дали? Обоснуйте свое решение и укажите, какие грамматические значения выражены этим показателем.

4. Сопоставьте одну из грамматических категорий (числа, рода,
времени и пр.) в русском изучаемом иностранном языке. Покажите сходство и различие в значении и способах выражения данной категории в сравниваемых языках.

5. (Для изучающих немецкий язык) Сравните следующие слова немецкого и русского языков. На основании чего вы определяете род тех и других существительных? Какие формальные средства служат для выражения значения рода в том и в другом языке? der Garten – сад, die Forschung – исследование, das Mädchen – девушка, das Leben – жизнь, die Studentin – студентка, die Lehre – учение, die Sprache – язык, der Tischler – столяр, die Registratur – регистратура, das Land – земля, die Einladung – приглашение, der Beruf – профессия, das Meer – море.

6. (Для изучающих английский язык) По-русски мы выбираем, как сказать: кот или кошка, медведь или медведица, волк или волчица. Какими языковыми средствами можно выразить по-английски пол таких живых существ, как cat, bear, wolf?

7. (Для изучающих французский язык) Сравните следующие слова русского и французского языков. Как объяснить случаи несовпадения существительных в роде? В чем сущность грамматической категории рода у имени существительного? Книга – le livre, дата – la date, нога – le pied, камень – la pierre, работа – le travail, девушка – la fillette, берег – le bord, число – le nombre, искусство – l’art, журнал – la revue, шляпа – le chapeau, собака – le chien, любовь – l’amour, степь – la steppe.

8. Разграничьте синтетические и аналитические грамматические
формы; определите выражаемые ими грамматические значения: сыновья, буду учиться, теплее, иди, самый большой, рекой, на шоссе, написал бы, длиннейший, двенадцатью, пусть сообщит, отдыхающий, вам, более интересный, приеду, около пианино – к пианино – за пианино, открыл, городам, да здравствует, лучше;

нем.: den Kopf – голову, habe gelesen – (я) читал;

англ.: the book – книга, to the book – книге.

9. Проанализируйте приводимые ниже примеры. О чем они свидетельствуют? К какому типу грамматических категорий словоизменительным или классификационным принадлежит категория рода существительных? категория рода прилагательных? Высокий дом, высокая гора, высокое дерево; красный галстук, красная гвоздика, красное знамя; серьезный студент, серьезная книга, серьезное отношение.

10. Приведите примеры: а) когда языки отличаются самими грамматическими категориями (в одном языке есть, в другом нет); б) когда грамматические категории разных языков отличаются средствами их выражения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: