Р. Льюс и X. Райфа открывают монографию «Игры и решения» словами [50]:
~Qo всей мировой литературе столкновение интересов было одной из главных, тем.; возможно, по вниманию.
40 !• Введение в конфликтологию
которое ей уделялось, с ней сравнимы лишь темы Ъога, любви и внутренней борьбы.
Эти темы невозможно раскрыть без анализа противостояния добра и зла, внутренних переживаний и исканий, скрытого и явного противоборства. Поэтому категория конфликта является одной из центральных в искусствоведении.
Разработка художественного конфликта в искусствоведении началась с конца 30-х годов. В последних статьях А.М. Горького можно уже встретить термин «конфликт» наряду с традиционными «драматический», «драма». Первая работа по проблеме конфликта опубликована в 1939 г. в журнале «Театр». Это статья Б. Рейха «Гегель в драматическом конфликте». Пик публикаций приходится на 50-е годы, когда в советском искусстве был объявлен бой «теории бесконфликтности». В 1948—1952 гг. в журнале «Театр» шла дискуссия о целесообразности рассмотрения конфликта в художественном произведении. «Быть конфликту!» — таков итог дискуссии.
|
|
Искусствоведение в своих творческих исканиях было связано с внутриполитической ситуацией, складывающейся в стране. Как только прозвучали слова Г.М. Маленкова в отчетном докладе ЦК XIX съезду партии о том, что «наша советская литература и искусство должны смело показывать жизненные противоречия и конфликты, уметь пользоваться оружием критики — одним из действенных средств воспитания», появились статьи о проблеме конфликта в литературе, театре, кино и т.д. Для искусствоведов изучение проблемы конфликта не явилось временной кампанией и до 1983 г. наблюдался устойчивый интерес к этому явлению в искусстве (рис. 3.2).
Конфликт изучается в различных видах художественного творчества: литературе (А.Г. Погребный), театре (В.А. Сахновский-Панкеев), кино (Н.В. Крючечников), музыке (И.К. Демина), изобразительном искусстве (Л.В. Мочалов).
Можно выделить несколько подходов к изучению конфликта в искусствоведении.
• Исследование художественного конфликта как частного момента искусства, где структурной единицей анализа берется одно или несколько произведений, в границах которых конфликт раскрывается как компонент предметно-тематического, структурно-композиционного среза.
3. Отрасли отечественной конфликтологии 41
15-
10 •
Количество публикаций
Годы
Рис. 3.2. Динамика количества публикаций по проблеме конфликта по искусствоведению
Анализ конфликта как основы проявления общих для вида или жанра процессов. Здесь наблюдается более высокий уровень абстракции.
Философское рассмотрение художественного конфликта как эстетической категории (см. § 3.11).