Конституция РФ четко выделяет исполнительную власть в системе разделения властей, устанавливает самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (статья 10). Таким образом, государственное управление осуществляется, в том числе и через органы исполнительной власти.
Исполнительной власти присущи следующие признаки:
- вторичность;
- организующий характер деятельности;
- систематически, постоянно осуществляемая деятельность;
- универсальная организационная деятельности;
- предметный характер деятельности;
- подзаконный характер;
- исполнительно-распорядительный характер деятельности;
- субъектом является единая многоуровневая, иерархическая государственная администрация.
Государственное управление это вид государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть. Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти являются:
- прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в т.ч. научной;
- планирование – определение основных направлений, целей, задач и ожидаемых результатов, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей той или иной управляемой деятельности;
- организация управляющей и управляемой подсистем (например, создание органов управления и наделение их конкретными функциями);
- правовое регулирование – установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур;
- общее руководство и оперативно-распорядительная работа;
- предварительная и текущая координация действий различных органов управления, должностных лиц, организаций;
- контроль- проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений в исполнении законов, планов, программ и принятие мер установленного порядка;
-информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;
- методическое руководство;
-кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.д.
Исполнительная власть это подсистема, ветвь государственной власти, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах путем реализации государственно-властных полномочий нормативно установленными методами и средствами.
Таким образом, понятие «государственного управления» шире чем «исполнительная власть»