История развития направления и структура исследований

В КОНЦЕ 20 —начале 30-х годов направление "Культу-ра-и-личность" осуществило в культурологии поворот, сме­стив акценты изучения различных культур. Во всех пред­шествующих направлениях главный объект анализа — куль­тура, ее структура, типы и т. д. Исключение составляет психоаналитическое изучение культуры, в котором человек представ­лен патологическим невротическим индивидом и основной акцент дела­ется на бессознательном элементе его психики.

В направлении "Культура-и-личность" предмет изучения — взаимо­действие культуры и личности (человек), личность в культуре и вос­производящая культуру. Общий предмет данного направления, сфор­мулированный М. Мид и Дж. Хонигманом, — это анализ того, как дей­ствует, мыслит (познает, воспринимает) и чувствует (эмоционально реа­гирует) индивид в условиях различного культурного окружения. Цен­тральной темой, особенно на первых порах развития направления, были исследование энкультурации, анализ значения детства для особенно­стей функционирования взрослой личности. Существенную роль пона­чалу играл тезис о специфическом типе личности, определяющем ха­рактер той или иной культуры.

Возникновение направления связывают с появлением книг Р. Бене­дикт "Конфигурации культур в Северной Америке" (1932) и "Модели культур" (1934), а также с публикацией серии исследований М. Мид об островных культурах Океании. Кроме указанных ученых к данному направлению принадлежали Р. Линтон, К. Клакхон, А. Кардинер, К. Дюбуа, М. Спиро, И. Халлоуэлл. Близки по взглядам к направле­нию "Культура-и-личность" были А. Крёбер и М. Херсковиц.

После второй мировой войны направление "Культура-и-личность" приступило к построению обобщающих культурологических теорий. Осуществлению этой цели служили коллективный труд, изданный под редакцией Л. Спиера, И. Халлоуэлла и С. Ньютона "Язык, культура и личность" (1944), сборник под редакцией К. Клакхона и Г. Мюррея "Личность в природе, обществе и культуре" (1953), книга "Индивиду­альный характер и культурное окружение" (1949). Значительное влия­ние на развитие направления оказали работа "Личность и психотера­пия", изданная под редакцией Дж. Долларда и Н. Миллера (1950) и монография Дж.М. Уайтинга и И. Чайлда "Воспитание детей и лич­ность" (1953), а также фундаментальный труд Дж. Хонигмана "Куль­тура и личность" (1954), в котором психологическая антропология пред­ставлена в виде структурно-организованной теоретической концепции. Теоретические положения, разработанные Дж. Хонигманом, представ­ляют собой и общекультурологическую концепцию, до сих пор исполь­зуемую в науках о культуре. Направление получило название психоло­гической антропологии с 1961 г., после выхода в свет коллективной монографии под редакцией Ф. Хсю "Психологическая антропология". Эта книга и, особенно, помещенная в ней общетеоретическая статья Хсю, породили дискуссию, посвященную уточнению ряда понятий и расши­рению предмета исследований. Многие видные представители психоло­гической антропологии (Дж. Уоллес, В. Барнов, Э. Бургиньон и др.) предложили свои варианты понимания области исследований психоло­гической антропологии. Итогом дискуссии, кроме общенаучных резуль­татов, явилось становление психологической антропологии как учебной дисциплины.

Важной исторической вехой в развитии психологической антрополо­гии стал VI Международный конгресс антропологических и этнологиче­ских наук (МКАЭН) (Чикаго, 1973), показавший, что психологическая антропология получила признание и развитие в странах Латинской Аме­рики и Европы (ФРГ, Италия, Англия). В 1977 г. было основано Об­щество психологической антропологии, периодическим органом которо­го стал журнал "Этос".

Несмотря на разнонаправленность, исследования все же группиру­ются вокруг центрального предмета изучения психологической антро­пологии в формулировке Дж. Хонигмана-М. Мид. Существенно до­полнило понимание сути психологической антропологии положение, вы­сказанное Т.Р. Вильямсом, редактором-составителем "Психологической антропологии" (1975), итогового труда VI конгресса МКАЭН. "Психо­логическая антропология, — полагал он, - изучает судьбу индивидов в специфическом культурном контексте и интерпретирует полученные данные различными психологическими теориями"1. В этом же духе вы­разил основной смысл психологической антропологии и Ф. Бок, препо­дающий ее уже около 15 лет в университетах США. Он рассматривает ее как взаимодействие "между антропологическими проблемами и пси­хологическими теориями, сосуществовавшими с ними"2.

В свете такого видения у психологической антропологии — сложная многоуровневая область исследований как в историческом, так и в струк­турно-логическом плане. Ее можно представить в виде общей схемы, в которой все направления исследований психологической антропологии разделены на две группы: в соответствии с методом, теоретической ори­ентацией, интерпретирующей теорией; в соответствии с предметными областями. Общую структуру психологической антропологии можно представить в виде таблицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: