Язык как средство человеческого общения нуждается в единообразии письменного и устного своего оформления. Неправильное произношение и неправильная постановка ударения (как и орфографические ошибки) отвлекают внимание на внешнюю сторону речи и поэтому являются помехой при общении.
Следует заметить, что полной унификации литературного произношения нет. Возможны произносительные варианты, имеющие стилистическую окраску. Основными источниками отклонений от литературного произношения являются письмо и диалект.
Орфоэпические нормы тесно связаны с нормами ударения. В русском языке ударение подвижное и разноместное. Правильная постановка ударения является необходимы признаком культурной, грамотной речи.
Колебания в ударении часто поддерживаются профессиональной речью. Однако в русском языке имеются особые акцентологические закономерности, нормы ударения:
1) ударение на окончании имеют глаголы в форме прошедшего времени женского рода: а) отбыл а, был а, побыл а, прибыл а, убыл а, добыл а,НО заб ы ла, раздоб ы ла;б) некоторые глаголы на нять: воспринял а, принял а, предпринял а; в)родил а; г) все глаголы на чать: начал а; д) глаголы взял а, жил а; е) все приставочные глаголы с компонентом мерла: обмерл а, перемерл а, умерл а; ж) глаголы гнил а, лил а
|
|
2) ударение на окончании во всех формах настоящего и прошедшего времени имеют следующие глаголы: а) на чь: береж ешь, берегл а; б) глаголы на ти: раст е шь,росл а; в) глаголы на честь: сочт ё шь, сочл а; глагол на идти: ид е шь, шл а
3) в настоящем\ будущем времени ударение на окончании имеют многие глаголы с компонентом ключить: включ у, включ ишь
4) краткие причастия на ен в мужском роде имеют ударение на суффиксе, если в полной форме ударение падает на суффикс, в женском роде у этих причастий ударение падает на окончание: принесенный- принес е н
5) в причастии на ованный от глаголов с суффиксом ова ударение падает на суффикс: баловать- бал о ванный
6) в сложных существительных с корнем вод во второй части ударение падает на корень вод: водопров о д