ТЕМА 11. Понятие системы и структуры языка.
71. … - это множество языковых элементов любого естественного языка, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство и целостность.
- Уровни языка
- Структура языка
- Иерархия языка
- Синхрония и диахрония
– Система языка
72. … - это система словоформ, образующих одну лексему, … - это слова, группа слов, целые предложения, тесно связанные по смыслу и выражающие одно понятие в данном контексте и данной ситуации.
– Синтагма
– Парадигма
- Текст
- Сверхфразовое единство
- Грамматические категории
73. … - это обобщение свойств, характерных для группы слов с отвлеченным от лексических значений слов.
– Грамматическое значение
- Словоформа
- Конверсия
- Грамматические категории
74. … иллюстрировал важность грамматической структуры с несуществующими словами: «Глокая куздра штеко будманула бокра и кудрячит бокрёнка».
- Бодуэн де Куртенэ
- А.А.Потебня
- Л.В.Щерба
- Фердинанд де Соссюр
|
|
- В.Гумбольдт
75. … - это минимальный лингвистический знак, то есть единица языка, в которой за фонетической формой (означающим) закреплено определенное содержание (означаемое) и которая не членится на более простые единицы, не употребляется самостоятельно.
- Фонема
– Морфема
- Слог
- Звук
76. Основные особенности грамматического строя:
– Устойчивость
– Абстракция (обобщение)
- Отвлечение от лексических значений
- Грамматические категории
77. Планом содержания языка является:
– Семантика
- Синтаксис
- Морфология
78. Слоги типа «ма», «би», «дзу» относятся к:
- Интровертным
- Звонким
– Открытым
79. Аффиксы, стоящие перед корнем слова, называются:
- Инфиксами
- Суффиксами
– Префиксами
80. Повторение в слове корня, основе или повторение всего слова называется:
- Словосложением
– Редуплексацией
- Стяжением
81. Фонема является:
- Музыкальным звуком
– Смыслоразличающим звуком
- Особенностью индивидуального произношения
82. Фонология, грамматика, лексика являются:
- Отдельными науками
– Языковыми уровнями
- Элементами речи
83. Слова: над-, завтра состоят из:
– Одной морфемы
- Двух морфем
- Трех морфем
84. Слово «кулачьё» состоит из:
- Двух морфем
– Трех морфем
- Одной морфемы
85. … - это морфема, имеющая вещественное значение, общая часть всех родственных слов:
– корень
- аффиксы
- префиксы
- инфиксы
- суффиксы
86. Специфической особенностью флексии является:
– Служит для связи слов в словосочетания и предложения
- Употребляется для образования новых слов
– Служит для образования новых форм
87. Супплетивизм – это …
|
|
– Грамматические формы выражаются разнокоренными словами (человек – люди; брать – взять; хорошо – лучше)
- Полное или частичное удвоение основы (мама, баба, длинный-длинный)
88. Нулевая морфема (морфема без морфа) в словах:
– Стол
– Стул
- Рука
- Брать
89. Образование новых слов и форм служит … в словах: ру/ки – руки/, го /ловы – головы/, во/ды – воды/, разре/зать – разреза/ть, за/мок – замо/к, по/лки – полки/
– Ударение
- Флексия
- Инфикс
- Конверсия
90. Согласно … принципу при классификации слов по частям речи принимается во внимание не конкретное, а обобщенное значение слов
- Морфологический принцип
– Лексико-семантический принцип
- Синтаксический прннцип
- Словообразовательный принцип
91. Согласно … при отнесении конкретных слов к одной из частей речи учитываются особенности способов формообразования и словообразования этих слов, а также грамматические категории:
- Лексико-семантический принцип
- Синтаксический принцип
– Морфологический принцип
- Словообразовательный принцип
92. Грамматические категории – это…
– Род
– Число
– Падеж
– Время
– Вид
- Предложение
93. … выражает связи и отношения между предметами, качествами и явлениями объективной действительности:
– категория падежа
- категория рода
- категория наклонения
94. Категория падежа свойственна:
– Существительным
- Глаголам
– Числительным
- Наречиям
95. Средствами сочинительной связи являются:
– Сочинительные союзы
– Интонация
- Флексия
- Предлоги
- Подчинительные союзы
- Порядок слов
96. … - это грамматически организованная, интонационно замкнутая и законченная по смыслу единица языка.
- сверхфразовая единица
- сложно-синтаксическое целое
- словосочетание
– предложение
- текст
97. … - это совокупность гласных звуков,... - это совокупность согласных звуков.
– Вокализм
– Консонантизм
- Назализация
- Лабиализация
98. … - это явление звучащей речи, накладываемое на потоки звуков – это … и …
– интонация
– ударение
– просодия
- такт
- тон
- слог
99. … - это мелодика, темп, ритм, интенсивность, паузы.
- Ударение
– Интонация
- Просодия
- Рекурсия
100. … - это выделение фонетическими средствами одного из слогов в составе группы слогов.
– Ударение
- Такт
- Аккомодация
- Ассимиляция
101. … - это особый вид письма, применяемый для наиболее точной передачи звучания.
- Транслитерация
– Тракнскрипция
- Диссимиляция
102. … - это раздел языкознания, изучающий звуки речи как средства различения звуковой стороны морфем, слов, форм слов.
- Фонетика
– Фонология
- Фонема
103. … - это минимальная единица звукового строя языка, служащая для складывания и различения значения единиц языка: морфем, слов (А.А. Реформатский)
- слог
- слово
– фонема
- звук
- аллофоны
104. … - это частичное приспособление артикуляций соседних звуков.
– Аккомодация
- Ассимиляция
- Редукция
105. … - это уподобление одного звука другому
- диссимиляция
– ассимиляция
- метатеза
- диэреза
106. … - это расподобление звуков, из звуковой оболочки слова устраняется повторение одинаковых или близких по артикуляции звуков.
– Диссимиляция
- Ассимиляция
- Редукция
- Гаплология
107. … - это ослабление слогообразующего звука в безударных слогах.
- Эпентеза
- Ассимиляция
– Редукция
- Метатеза
108. Перенос названия одного предмета на другой по сходству признаков называется:
- Метафорой
– Метонимией
- Эмфазой
109. Омонимы – это:
– Разные слова с одним и тем же звуковым составом
- Слова одинаковые по значению
- Слова противоположные по значению
110. Этимология – это:
- Учение о звуках речи
- Учение о значении слов
– Учение о происхождении слов
111. Опущение в речи слов, которые подразумеваются из контекста, называется:
|
|
– Эллипсисом
- Синекдохой
- Метатезой
112. Полисемия – это:
– Многозначность слов
- Совпадение слов по значению
- Различение слов по значению.
113. Эвфемизмы – это слова, употребляемые:
– Вместо слов, запрещенных в обществе
- Для выделения смысла
- Вместо общеупотребительных слов
114. … - это перестановка звуков в звуковой оболочке слова
– метатеза
- диэреза
- эпентеза
115. … - это выпадение одного из слогов в слове, совпадающего по звучанию с другим.
– Гаплология
- Метатеза
- Редукция
- Ассимиляция
116. … - это устранение из звуковой оболочки слова тех или иных звуков.
– Диэреза
- Эпентеза
- Метатеза
117. … - это прибавление к слову какого-либо звука
– эпентеза
- редукция
- гаплология
- метатеза
118. Речевая деятельность - это …, …, …, ….
- Тексты
– Чтение
– Говорение
– Аудирование
– Письмо
119. Продукты речевой деятельности – это …
– Тексты
- Слова
- Предложения
120. Единицы языка – это постоянные, устойчивые, повторяющиеся, которые делятся на …, …, ….
– Номинативные
– Предикативные
- Строевые
- Синтаксические
- Лексические
121. Категории языка образуются на основе одного признака, имеющего семантический характер (категориальный признак)
– Время, вид глагола, падеж, род…
- Предложение
- Сверхфразовое единство
122. К уровням языковой системы не относится:
- Фонолого-фонемный
- Морфологический
- Лексический
- Синтаксический
– Когнитивный
123. Единицей фонетического уровня является …, морфологического - …, лексического - …, синтаксического - …
- Морфема
- Фонема
- Лексема
- Словосочетание
124. При реализации в речи (актуализация системы языка) единицы языковых уровней становятся коммуникативными: актуализация фонемы - …, морфемы - …, лексемы - …, синтаксической схемы сочетания - ….
- Звук
- Морф
- Словоформа
- Словосочетание
125. Внутренние языковые отношения – это…
– Парадигматика
– Иерархия
– Синтагматика
- Языковые уровни
- Категории
126. Отношения между языковыми единицами, которые могут занять место друг друга в одной и той же позиции называются …
|
|
– Синтагматическими отношениями
- Парадигматическими отношениями
127. Парадигмы образуют:
– Формы спряжения глаголов
– Формы падежных изменений
- Ударение
128. Синтагматические отношения – это…
- Построение речи по определенным моделям
– Линейные отношения между языковыми единицами
129. Лексико-грамматическая синтагма – это …
– Устойчивые словосочетания, где избранная словоформа определяет форму других словоформ
- Отношения между словом-стимулом и словами, вызываемыми в языковом сознании человека при предъявлении ему слова-стимула.
130. Синхрония – это …, диахрония – это…
- Это ось последовательности во времени, на которой располагаются разные по времени состояния языка(2)
- Это ось одновременности в системе языка, то есть состояние языка на данный момент времени.(1)
131. Лексикологические особенности отдельного слова – это…
– Единство двух сторон – материальной (звуковой) и идеальной (смысловой)
– Грамматическое оформление
- Денотативная системность
- Сигнификативная системность
132. Термины …, …, …
- Полисемичны
– Моносемичны
– Могут быть одно – многословны
- Источником терминов могут быть мертвые языки
133. Термин – это…
– Это единица специальной лексики (слово или словосочетание), закрепленная за конкретным понятием в системе специальной области человеческой деятельности, имеющая дефиницию
- Лексика, обозначающая предметы специальной области деятельности и выражающая специальные понятия о них, имеющая ограниченное употребление в рамках данного профессионального коллектива.
134. Лексический уровень языка образует слова. Слово – это …
– Наименьшая значимая единица языка, свободно воспроизводимая в высказываниях (Б.Н.Головин)
- Фонема, которая позволяет различать значимые единицы языка
- Морфема – минимальная значимая единица языка, которая воспроизводится в слове
135. Слово - это…
– Языковая знаковая единица
- Общее представление о предмете
– Психический (слуховой, визуальный) образ словесного знака
136. К иерархичности в системной организации лексических значений не относится:
– Слова, выражающие понятия родового уровня (гиперонимы)
– Слова, выражающие понятия видового уровня (гипонимы)
- Слова с частичным звуковым сходством при их семантическом различии (паронимы)
137. Внутренняя форма слова – это …
– Яркий, «бросающийся в глаза» признак предмета, лежащий в основе наименования
- Значение слова направлено на всю вещь (явление)
138. Этимология – это…
- Учение о звуках речи
- Значение слов
– Учение о происхождении слов
- Учение о произношении
139. Народная (ложная) этимология – это…
– Выявление утраченной внутренней формы слова путем случайного, чисто внешнего сближения с известными словами (например: «поликлиника»)
- Учение о происхождении слов
140. Термины в отличие от специальной лексики выражают…
– Научные понятия
– Закрепляются нормативно (в ГОСТах)
- Обладают экспрессивно-эмоциональной окраской
– Имеют дефиницию
141. Внешняя форма слова и внутренняя форма слова..
– Это «представленные в слове внеязычного содержания» (А.А.Потебня), признак, положенный в основу названия и выступающий «смысловым знаком» значения слова
- Звук как знак знака
142. К языковому знаку не относится:
– Предмет (или явление), находящийся в интерпретируемой человеком причинно-следственной, пространно-временной и иной связи с другим предметом или явлением
- Универсальная система знаков, первичная по отношению ко всем другим человеческим знакам
143. Оморфемы – это..
– Везти (инф) – вести (инф)
- До дела ли – доделали
- Помаши нам – по машинам
144. К синонимам не относятся следующие слова:
- Любой ценой – во что бы то ни стало
- Рано – ни свет ни заря
- Лоб – чело
– Летать – ползать
145. Эвфемизмы – это…
- Языковой запрет
– Смягченное слово или словосочетание
- Словосочетание, заключающее в себе скрытый смысл
146. Эвфемизм в следующих сочетаниях:
- Чернобыльская катастрофа
- Чернобыльская авария
– Чернобыльское событие
147. … - совпадение по звучанию слов, имеющих совершенно различные значения:
– омонимы
- антонимы
- паронимы
148. Полисемия – это…
- Слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению
- Слова, различающиеся по грамматическому значению
– Способность одного и того же слова одновременно обладать несколькими взаимосвязанными значениями
149. К лексическому уровню относится
- Фонема
- Словосочетание
– Паронимы
- Предложение
150. Лексические омонимы:
– Блок (механизм) – блок (группировка)
- Жгут (существительное) – жгут (глагол)
- Душ (именительный падеж, единственное число, мужской род) – душ (множественное число, родительный падеж от существительного женского рода «душа»)
151. Антонимами являются:
- Летать и ползать
– «Рожденный ползать – летать не может»
152. Свойством фразеологизма является:
- Воспроизводимость
- Полисемичность
– Устойчивость
153. Фразеологические сращения – это «……», фразеологические единства – это «……», фразеологические сочетания – это «…»
- Собаку съел(1)
- Бить баклуши(1)
- Выйти сухим из воды(2)
- Делать из мухи слона(2)
- Расквасить нос(3)
- Окладистая борода(3)
154. Паронимы – это …
- Легкий (груз) – тяжелый (груз)
- Легкий (вопрос) – трудный (вопрос)
– Дружный – дружественный
– Бродяжий – бродячий
– Командированный – командировочный
155. Историзмы – это …
– Слова, которые обозначают предметы и явления, свойственные той или иной эпохе, и которые вышли из употребления в связи с исчезновением самих предметов и явлений
- Слова, вышедшие из массового употребления в результате замены их синонимами
- Слова, которые обозначают предметы и явления, существующие в настоящее время, но они получили иное название
156. … - это слова, которые служат для обозначения вновь возникших понятий, предметов и явлений
- паронимы
– неологизмы
- кальки
ТЕМА 12. Язык как система знаков.
157. Компоненты, образующие семантический треугольник:
- Предмет действительности
- Фонетическая оболочка
– Все вышеперечисленное
158. Семиотика – это наука, изучающая…
– Системы знаков
- Отношения между знаками
- Отношения между знаками и теми, кто использует эти знаки.
159. К термину «понятие» (по Ф. де Соссюру) относится дефиниция:
- Предмет или явление, к которому относится знак
– Обобщенный, схематический образ предмета в нашем сознании
160. Акустический образ (по Ф. де Соссюру) – это…
– Звуковой идеальный эквивалент звука в нашем сознании
- Означаемое
161. Знаковая теория языка предполагает 4 компонента процесса обозначения в следующей последовательности:
- Понятие(2)
- Денотат(1)
- Акустический образ(3)
- Воплощение знака(4)
162. Языковой знак, по Ф. де Соссюру – это …
– Двусторонняя психическая сущность, состоящая из означаемого означающего
– Совокупность понятия и образа
163. Отличия языковой знаковой системы от других знаковых систем следующие:
– Язык является универсальной системой обозначения многообразия объективного и субъективного мира
- Одному знаку соответствует одно значение
– Многочисленность и многообразие знаков (звуки, буквы, морфемы, слова, словосочетания, многозначность…)
– Недопустимость произвольного изменения знаков
– Реализуют несколько функций (общения, обобщения, наименования, воздействия
164. К характеристике языковой знаковой единицы не относится:
- Знаки языка имеют материальную форму существования
- Знаки языка имеют графическую и акустическую форму существования
– Мотивированность знака
- Одному знаку соответствует одно значение
165. Семиозис, или …, рассматривается … в трех основных планах – в …, в …, в …
– Функционирование
– Семиотика
– Семантика
- Синтактика
- Прагматика(3)
166. Основной функцией языковой системы является …, которая реализуется через …, и ….
- Коммуникативно-познавательная
- План выражения (собственно знак)
- План содержания (идеальная сторона языковой знаковой единицы
167. Ф. де Соссюр предложил заменить термины «понятие» и «акустический образ» на:
- Изучаемое
– Означаемое
- Изучающее
– Означающее
168. К лингвистической концепции Ф. де Соссюра не имеет отношения положение:
- Язык и речь
- Язык как система
- Синхроническая и диахроническая лингвистика
– Когнитивная лингвистика
169. Трихотомия «язык – речь – речевая деятельность» была предложена
- В. Гумбольдтом
- Бодуэном де Куртенэ
– Ф. де Соссюром
170. Автор «Курса общей лингвистики»
- Бодуэн де Куртенэ
- Э. Сепир
- Гумбольдт
– Ф. де Соссюр
171. Гипотеза Сепира – Уорфа – это …
- Учение о лингвистическом знаке
– Концепция, согласно которой структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира.