Конфликтологии Козера, Дарендорфа

Немецкобританский социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) уже к концу 50х гг. XX в. разработал и обосновал свою теорию конфликтной модели общества. Конфликт является центральной категорией всей его социологической деятельности. Взгляды социолога на конфликт перекликаются с его более ранними диссертационными изысканиями, посвященными критике теории Маркса. Поэтому классовая борьба между пролетариатом и буржуазией признана Дарендорфом как основной конфликт, но не объясняет конфликты современного общества.

Общество, по Дарендорфу, представлено как постоянно меняющаяся система взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества.

Дарендорф выделяет разные уровни, на которых может происходить конфликт:

1) между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку, играющему ту или иную роль;

2) между социальными ролями, которые мы должны играть одновременно;

3) внутригрупповые конфликты;

4) между социальными группами;

5) конфликты на уровне общества в целом;

6) межгосударственные конфликты.

Дарендорф выстраивает иерархию конфликтов, различающихся уровнем действия– от микроуровня до макроуровня, насчитывающую 15 типов конфликтов. Классовый конфликт как центральный конфликт общества зависит от характера власти, преобладающей на конкретном историческом этапе. В современном обществе этот конфликт определяется как конфликт между индустриальным ипостиндустриальным обществом. Конфликты индустриального общества теряют свою остроту изначимость. Появляются новые конфликты, порожденные сменой характера власти и отношений вобществе. Например, конфликт образа и стиля жизни. Влиять на подобные конфликты, как считает Дарендорф, бессмысленно и нецелесообразно, так как они образованы естественным эволюционным путем развития общества.

Одно из направлений теории конфликта Дарендорфа посвящено развитию либерализма в обществе, поощрению реформ и других изменений в обществе, раскрытому в книгах«Жизненные перспективы» (1979), «Закон и порядок» (1985).

Конфликтный функционализм Л. Козера, развивающий идеи Зиммеля, строится, как и учение Дарендорфа, на критике концепции структурно-функционального анализа и, прежде всего, взглядов Т. Парсонса. Однако Козер выступает не против стабильности и социального порядка, желательность которых отмечает Парсонс, а против методологического подхода к обществу, игнорирующего противоречия, столкновения интересов, конфликтный характер властных отношений. Успех теории Козера - в попытках не противопоставить теорию конфликта структурному функционализму, а "вписать" конфликт в идеи общественного порядка. Подвергая критике подход Парсонса, Козер говорит о неизбежности социальной напряженности, порождаемой противоречиями и столкновениями интересов людей, и доказывает, что конфликты - это продукт внутренних изменений в обществе, результат взаимодействия различных элементов социальной системы. Идею "социального равновесия" сменяет идея динамических социальных изменений.

Козер исследует условия и факторы возникновения конфликтов, их остроту и длительность, выявляет их функции. Именно функции конфликтов заняли центральное место в теоретической системе Козера, получившей название "конфликтного функционализма".

Согласно представлениям Козера, одна из позитивных функций конфликта заключается в его способности разрядить и снять напряженность между антагонистами, накопление которой только обостряет их отношения.

Кроме того, конфликт может выполнять коммуникативно-информационную и связующую функции. Он по-своему объединяет людей общностью ситуации, позволяет им больше узнать друг о друге в процессе взаимодействия.

По мнению Козера, конфликты могут оказывать влияние и на то социальное целое, в рамках которого развиваются: способствовать интеграции, позитивным изменениям и нововведениям, уменьшению враждебности и ослаблению напряжения, выполнять сигнальную функцию, привлекая внимание к необходимости изменений. Конфликт нередко приводит к установлению более четких границ между группами, формированию определенных централизованных структур, ответственных за принятие решений, укреплению внутреннего единства, усилению нормативности поведения.

Самой парадоксальной из возможных позитивных функций конфликта при этом оказывается его способность сдерживать конфликт. Обосновывая эту особенность, Козер ссылается на так называемый "зиммелевский парадокс", состоящий в том, что наиболее эффективным средством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое может быть получено часто только в результате самого конфликта. Противники вынуждены соизмерять свои силы и оценивать шансы на победу. Если вероятность победы невелика, а потери могут оказаться значительны, это может удерживать стороны от прямой борьбы и обострения ситуации. Наглядными примерами проявления "зиммелевского парадокса", могут служить часто встречающиеся в практике международных отношений ситуации, когда усиление противостояния, взаимная демонстрация собственной силы и решимости, заставляют стороны (или одну из них) в последний момент пойти на уступки и избежать тем самым перехода конфликта в более острую форму, например, вооруженного столкновения.

Согласно представлениям Козера, можно выделить такие позитивные функции конфликта, как стимулирование изменений, структурирование и оформление групповых процессов и образований, разрядку напряженности, предотвращение более сильных конфликтов, лучшее узнавание и сближение партнеров.

Идеи Дарендорфа и Козера подготовили почву для утверждения основных принципов современной конфликтологии, признающей закономерность и неизбежность конфликтных явлений, возможность их протекания в разнообразных, в том числе и конструктивных формах, а также возможность управления конфликтами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: