Функции конфликта
| Направленность и последствия конфликтов
|
позитивные
| негативные
|
Интеграция персонала
| Разрядка напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; согласование индивидуальных и коллективных интересов; образование и консолидация формальных и неформальных групп; углубление и стабилизация общих интересов
| Ослабление организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов между личностями и группами; проявления недобросовестного отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию, анархии
|
Активизация социальных связей
| Придание взаимодействию сотрудников большей динамичности и мобильности; усиление согласованности в достижении целей, функционального и социального партнерства
| Несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; 'возведение препятствий на пути к сотрудничеству
|
Сигнализация об очагах социальной напряженности
| Выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; обнаружение недостатков в условиях и охране труда; реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива
| Резкое выражение недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений отдельных должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом
|
Инновация, содействие творческой инициативе
| Повышение активности и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным решениям
| Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы; уход от альтернативных решений
|
Трансформация (преобразование) деловых отношений
| Создание здорового социально-психологического климата; утверждение уважительного отношения к труду и деловой предприимчивости; повышение уровня взаимного доверия
| Ухудшение морально-психо-логический атмосферы; усложнение процесса восстановления деловых отношении •и партнерского сотрудничества
|
Информация об организации и ее персонале
| Повышение уровня осведомленности работников о положении дел в организации; нахождение «общего языка»
| Усиление недружественного поведения; уклонение от сотрудничества; преграды диалогу, обмену мнениями
|
Профилактика противоборств
| Урегулирование разногласий на взаимной основе; ослабление конфронтации в социально-трудовых отношениях
| Нагнетание напряженности и враждебности; уклонение от примирительных процедур
|
При любом исходе последствия конфликта оказывают определенное влияние на организацию и ее персонал. В этом воздействии, как в * фокусе, проявляются функции и значение конфликта, его высокая целесообразность или, напротив, крайняя нецелесообразность. Важно, соблюдая научный подход и объективность, избежать преувеличений /• в оценке и позитивных, и негативных последствий случившегося конфликтного столкновения. Основная задача состоит в том, чтобы придать конфликту по возможности функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от его негативных последствий.