Роспись сосуда. Вазопись

тельства и там тщательно обрабатывали: пилили на мелкие блоки, сверлили, подготавливали фигурные детали, подгоняли их друг к другу, шлифовали. Особенно тщательной отделкой и красотой отличались здания общественного назначения, в первую очередь храмы, выполненные в одном из трех ордеров: дорическом, ионическом или коринфском. Высокое мастерство требовалось для изготовления статуй, причем в IV в. до н. э. большую их часть делали из мрамора, и скульптору, помимо чисто художественных задач, была необходима квалификация для работы по камню.

Мастера разных специальностей — плотники и столяры, ткачи и такелажники, мастера по металлу и другие — требовались на строительстве кораблей. Греческий флот был укомплектован лучшими судами своего времени: военные суда — триеры — были быстроходны, маневренны, устойчивы на волне и превосходили военные корабли своих противников — персов. Торговые суда с парусным движителем бороздили волны Средиземного и Черного морей, обеспечивая интенсивные торговые операции. Крупные торгово-ремесленные полисы имели солидный военный и торговый флот. Так, Афины могли выставить флот до 400 военных судов, Коринф — до 200 триер, мелкие города Керкиры — до 150 триер. Строительство и ремонт боевых и торговых судов были важной отраслью греческого ремесленного производства.

Одежда изготовлялась в основном в ткацких мастерских. Впрочем, ткачество в V и начале IV вв. до н. э. сохраняло связи с домашним бытом, каждая греческая хозяйка вместе со своими дочерьми или служанками умели работать на ткацких станках (наиболее распространен был вертикальный станок), изготовляли пряжу и здесь же в доме шили из приготовленного полотна хитон — длинную нательную рубаху без рукавов, гиматий — плащ, хламиду — короткий плащ — и другие виды одежды. В IV в. до н. э. рост потребностей городского населения привел к выделению ткачества из круга домашних занятий и появлению специальных мастерских, работающих на продажу. Спрос на одежду для рабов привел к организации мастерских, специализирующихся именно на этом виде одежды (например, в Мегарах), славились среди покупателей милетские хламиды, в Аморгосе изготовлялись прозрачные ткани.

Ремесленные мастерские-эргастерии, в которых обрабатывался металл, изготовлялась керамика, вооружение, ткани или обувь, были разными по величине: мелкими, где владелец работал с 2—3 рабами или своими домочадцами, средними — с 10— 15 рабами; здесь хозяин был занят главным образом надзором и организацией производства, крупными — в 30—40 рабов. Так, знаменитый афинский оратор Демосфен имел две мастерские с 20 рабами в одной и 32— в другой. Афинский финансист Паси-

он в начале IV в. до н. э. имел мастерскую со 100 рабами, а отец судебного оратора Лисия Кефал владел эргастерием в 120 рабов. Однако крупных эргастерий было мало, основными в греческом ремесле были мелкие и средние мастерские. Главной рабочей силой в них были рабы, вместе с ними трудились и свободные люди, в том числе и граждане. Из-за отсутствия точных сведений трудно определить соотношение свободного и рабского труда в греческих мастерских. В наиболее развитых в промышленном отношении полисах Греции, таких, как Афины, Коринф, Мегары, Родос, Милет, видимо, рабский труд преобладал. В средних и крупных эргастериях применялась некоторая специализация занятых работников, что повышало общую производительность труда. Выделяются мастерские по производству только светильников (у афинского оратора Гипербола была мастерская светильников), только мечей, только лож (обе у Демосфена), только щитов (у отца Лисия). «В небольших городах,— писал Ксенофонт,— один и тот же мастер делает ложе, дверь, плуг, стол, а нередко тот же человек сооружает и дом, причем он рад, если найдет достаточно заказчиков, чтобы прокормиться. Конечно, такому человеку, занимающемуся многими ремеслами, невозможно изготовлять все одинаково хорошо. Напротив, в крупных городах благодаря тому, что в каждом предмете нужду испытывают многие, каждому мастеру довольно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: