Завоевание Малой Азии, Сирии и Египта

2. Завоевание Малой Азии, Сирии и Египта. О численности армии Александра можно судить только приблизительно ввиду противоречивости свидетельств источников. Обычно считают, что его войско насчитывало около 35 тыс. человек: 30 тыс. пехоты и 5 тыс. конницы. Греческие контингенты, которые предоставили полисы согласно решению Коринфского союза, составляли примерно 7 тыс., наемники — около 5 тыс. Численно армия Александра намного уступала персидскому войску, но была великолепно подготовлена, обучена, дисциплинированна и вооружена. Как и его отец, Александр уделял большое внимание ее подготовке, под его командой было немало опытных воинов, закаленных в походах Филиппа. Превосходство македонской армии обусловливалось также комбинированным использованием различных видов войска. Основу боевого построения составляла македонская фаланга, большую роль в походе сыграла конница, прежде всего тяжелая конница (гетайры), которая формировалась из македонской знати; легкая кавалерия состояла из фессалийцев и иллирийцев.

Помимо собственно воинов армия включала большое число всякого рода обслуживающего персонала. Имелся своего рода инженерный корпус для обслуживания осадных машин и возведения переправ. Хорошо были организованы снабжение армии, разведка и служба связи. Александра сопровождал целый штат ученых, которые собирали и изучали богатый материал, открывавшийся им в малоизвестных или со-

та. Итак, с военно-политической деятельностью персов в Эгеиде было покончено.

Александр внес существенные изменения в управление Египтом, поручив гражданские дела египтянину, руководство финансами — греку, а военное руководство — македонянину. Таким образом, он разделил единоличную власть сатрапа, проявив вместе с тем стремление к сближению с местной знатью. Тем самым с завоеванием Малой Азии, Сирии, Финикии и Египта постепенно закладывались основы той системы управления, которая будет характерна для новой державы Александра: опора на местную знать, разделение административного, финансового и военного управления, упорядочение сборов налогов и чеканки монеты, уважение к местным обычаям и богам.

Всячески подчеркивая свое уважение к египетской религии и древним традициям, Александр совершил путешествие в Ливийскую пустыню к оракулу Аммона, почитаемому не только в Египте, но и в греческом мире. С этим паломничеством связано много легенд, о которых античные авторы рассказывают по-разному, и вряд ли мы узнаем точно, что именно там произошло. Во всяком случае несомненно одно — жрецы объявили Александра сыном Аммона, т. е. признали его божественное происхождение. Так власть Александра над Египтом получила религиозную санкцию. Возможно, именно тогда у него зародилась мысль о своем обожествлении в политических целях как средстве усиления власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: