Мозаика продолжает создаваться после изгнания крестоносцев. Сам этот период – от изгнания крестоносцев до окончательного падения Кпл в 1453. Нашествие крестоносцев очень ослабило империю. Мозаика как дорогой вид искусства теперь может создаваться только в столице. Замечательный мозаичный ансамбль сохранился в центре Кполя, в монастыре Хора. Сейчас здесь мечеть Кахриа Джами, а также в Солуни. Больше мозаик палеологовского периода не сохранилось, образцы великолепны, но их мало.
В самом храме Хора сохранились изображения Христа и Божией Матери, также Успение. В притворах мозаики сохранились хорошо. Здесь видны новозаветные циклы – житие Богородицы с сюжетами из преданий. Богородице предстоят ветхозаветные праведники: Давид, Соломон в одеждах византийских царей и другие праведники. На сводах видим Введение во храм с характерной динамикой в движении, свойственной этому периоду. Также исцеление болящих Христом и приходящих за исцелением, Рождество Христово и Рождество Богородицы. Видим интересный сюжет из предания: после Рождества Богородицы Иоаким приносит ее в храм, чтобы поблагодарить священника и Бога за это благословенное Чадо.
|
|
В притворе храма монастыря Хора сохранилось и много других новозаветных изображений. Изящность и хрупкость, свойственные архитектуре, прорисовывается и в живописи. Фигурам свойственна утонченность. На Русь эхо палеологического искусства придет позже, через век, в конце 14 века.
Другой Кпл храм с сохранившейся палеологовской мозаикой – Пан Макаристос (мечеть Фиетхиа Джами). Это Богородичный храм. Мозаика сохранилась здесь в меньшем объеме. В куполе – Спас с апостолами. Интересно изображение Крещения Господня – здесь характерная мистика этого периода – отверзлись небеса.
Еще один ансамбль палеологовских мозаик видим в Солуни.
В этот период мозаик очень мало. Указанные ансамбли – все, что остались.