Общенаучный уровень

Общенаучная методология может быть представлена двумя под­ходами: системным и аксиологическим.

Системный подход отражает общую связь и взаимообусловлен­ность процессов и явлений окружающей действительности. Сущ­ность системного подхода заключается в том, что относительно са­мостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Такой подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практи­ки. Педагогическая практика является критерием истинности науч­ных знаний и источником новых фундаментальных проблем, тре-

2-4455


18 Чпгть 1. Педагогика

бующих теоретического исследования. Теория дает основы для вы­бора оптимальных и эффективных практических решений, а также разрабатывает новые концепции и модели, нуждающиеся в экспе­риментальной практической проверке.

Аксиологический подход — основание новой методологии педаго­гики. Он присущ гуманистической педагогике, которая рассматри­вает человека как высшую цель общества и самоцель общественно­го развития. Следовательно, аксиология, будучи более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматри­ваться как основа новой философии образования и соответствен­но методологии современной педагогики.

Смысл аксиологического подхода можно раскрыть через систе­му аксиологических принципов:

• равноправие философских взглядов в рамках единой гумани­
стической системы ценностей при сохранении разнообразия их
культурных и этнических особенностей;

• равнозначность традиций и творчества, признание необходи­
мости изучения и использования учений прошлого и возможности
духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего
диалога между традиционным и новаторским;

• экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагма­
тизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диа­
лог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Аксиологический подход предполагает, что одна из важнейших задач педагогики — это изучение отношения к человеку как к субъ­екту познания общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, рассматри-ваясь как основное средство гуманистической сущности человека.

Конкретно-научный уровень

Конкретно-научный уровень включает в себя следующие подходы.

1. Личностный подход— ориентация при конструировании и реа­
лизации педагогического процесса на личность как цель, субъект,
результат и главный критерий его эффективности. Предполагает
опору в образовании на естественный процесс саморазвития твор­
ческого потенциала и способностей человека, создание для этого
соответствующих условий.

2. Деятелъностиый подход — рассмотрение деятельности как
основы, средства и решающего условия развития личности. Уже во


Глава 1 Общие основы педагогики

время обучения необходимо в меру возрастных особенностей во­влекать детей в разнообразные виды деятельности (познание, труд, общение), организовывать полноценную в социальном отно­шении жизнедеятельность детей.

3. Полисубъектный (диалогический) подход — ориентация нато, что
сущность человека значительно сложнее и разностороннее, чем
его деятельность. Активность личности, ее потребности в самораз­
витии происходят в условиях взаимоотношений с другими людьми.
Диалог с другим — то самое реальное поле взаимодействия, где эти
потребности удовлетворяются.

Личностный, деятельностный и полисубъектный подходы составля­ют основу методологии гуманистической педагогики.

4. Кулътурологическийподходрассматртваеткультуру как универ­
сальную характеристику деятельности, социальную среду и направ­
ленность ее ценностных типологических особенностей.

5. Этнопедагогический подход проявляется в единстве интернаци­
онального, национального и индивидуального.

б.Антропологическийподход —системное использованиеданных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при по­строении и осуществлении педагогического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: