Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества про­шла сложный путь развития — от родо-племенных форм общежи­тия, когда человек в одиночку вообще не мог выжить, через боль­шую семью, объединявшую под одной крышей несколько поколе­ний, к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо. Человек без семьи считался оби­женным судьбой и Богом. Иметь семью и детей было так же необ­ходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться. Семья скреплялась наибольшим нравственным автори­тетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный гла­ва семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственно­го авторитета вовсе необязательно. Иногда таким авторитетом был наделен дед или один из сыновей, тогда как формальное главенст­во всегда принадлежало мужу, отцу.

Формальная традиционная иерархия в русском семействе не всегда совпадала с нравственной, хотя существовало стремление к такому слиянию как к идеальному воплощению семейного устрой­ства. Поэтому даже слабохарактерного отца дети уважали и слуша­лись, не очень удачливый муж пользовался женским доверием, не слишком толковому сыну передавалось негласное, само собой разу­меющееся старшинство от отца. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных установок.

Эти традиции сохранялись и передавались из поколения в по­коление с небольшими изменениями (вследствие изменения соци­ально-экономической структуры и форм общественной деятельно­сти людей). Однако за последние десятилетия законы института семьи очень сильно изменились. Семья находится в процессе изме­нения и развития.


Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания \'М

Теперь хозяйственная функция семьи сошла на нет. Сегодня че­ловек без ущерба для здоровья может прожить один. Возникла, окрепла и стала доминирующей новая функция семьи: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Раньше думать об этом не было особой необходимости, так как семья держалась на иных связях.

Следующее, что отличает современную семью — новая структу­ра. Городская семья, как правило, малочисленна — одно-два поколе­ния. В ней сместился психологический центр: если раньше все дер­жалось на отношениях родственных, самыми крепкими были связи детей и родителей, то теперь — в основном на отношениях супру­жеских, а родительские отношения (хотя значение их очень вели­ко) отошли на второй план. Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетво­рить свои потребности, реализовать себя и в то же время находит­ся в тесной связи со всеми членами семьи.

В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего, в ее нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50% браков. Причем более чем у i/3Распадающихся семей совместная

жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т.е. совсем не­долго. Нестабильность приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на здоровье взрослых и детей.

К явлению нестабильности семьи следует добавить ее дезорга­низацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных се­мей, где муж и жена живут в постоянном конфликте, а воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего. Это отрицательно сказывается как на взрослых, так и на детях.

Среди факторов, фатально влияющих на семью, следует указать и на культ потребления, в основе своей призванный заменить ис­тинный смысл жизни и подлинные ее ценности, прежде всего че­ловеческую близость, погоней за иллюзорными престижными ве­щами, за иллюзорным статусом, когда самые близкие люди стано­вятся жертвой потребительского отношения друг к другу.

К этим же факторам можно причислить и новое общественное положение женщины, ее экономическую и социальную самостоя­тельность.


140 Часть I. Педагогика

И все же в условиях тотального отчуждения семья остается главным прибежищем духовной безопасности, человеческого само­утверждения и эмоциональной защищенности.

Исследования учеными картины реально существующих типов семьи позволили выделить: патриархально-модернизированный, детоцентрический, супружеский, материнский и неполный типы семей.

Патриархально-модернизированный тип семьи: характеризуется относительным сохранением формы главенства и внутрисемейных отношений, свойственных патриархальному типу семьи с жесткой регламентацией ролевых стратегий при мужской власти; этот тип семьи ориентирован на средне- и многодетность.

Детоцентрический тип семьи: обладает сильно развитой систе­мой моральной, материальной психологической опеки старшим поколением младшего; родители испытывают гипертрофирован­ное чувство долга по отношению к своим детям, что приводит к серьезным негативным последствиям (замедление становления личности ребенка, межличностная отчужденность между родителя­ми и детьми и т.д.); семья ориентирована на малодетность.

Супружеский тип семьи: отношения определяются в основном не родством, не родительством, а брачностью с обязательным вы­делением личностных аспектов; взаимная поддержка и заинтересо­ванность всех членов семьи этого типа в судьбе каждого создают оптимальные условия для гармоничной деятельности внутри семьи; отношения родители — дети опираются на принципы взаим­ного уважения, дружбы.

Материнский тип семьи: как безбрачная форма семьи, характе­ризуется детоцентрической направленностью, так как создается женщиной во имя ребенка.

Неполный тип семьи: как сколок традиционной, детоцентриче­ской, супружеской семьи.

Социально-психологический уровень супружеских отноше­ний характеризует сферу взаимодействия мужа и жены в процес­се реализации супружеских ролей. Некоторые исследователи предлагают классификацию супружеских ролей. Т.С. Яценко вы­делила четыретакнеролп: сексуальный партнер; друг; опекун; покро-витель.

При выполнении указанных ролей реализуются соответствую­щие потребности супругов.


Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 141

Американский исследователь К. Киркпатрик выделяет три основных вида ролей.

1. Традиционные роли предполагают обязанности жены по вос­
питанию детей, обслуживанию семьи, подчинению собственных
интересов требованиям мужа; ограниченность сферы деятельно­
сти; материальную зависимость от главы семьи. Муж обязан сохра­
нять преданность матери своих детей; обеспечивать экономиче­
скую безопасность и защиту семьи; принимать основные решения;
поддерживать власть и контроль в семье; обеспечивать семью али­
ментами в случае развода.

2. Товарищескиероли требуют от жены сохранения внешней при­
влекательности; обеспечения моральной поддержки и сексуально­
го удовлетворения; поддержания полезных для мужа социальных
контактов; живого и интересного общения с мужем. От мужа — ры­
царского отношения к жене; романтической любви и нежности; ма­
териальных средств для удовлетворения потребностей жены, со­
вместного проведения досуга.

3. Роли партнеров требуют от супругов обоюдного экономиче­
ского обеспечения семьи; общей ответственности за воспитание
детей; совместного участия в решении бытовых вопросов.

Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответст­вия ролевых ожиданий (установки мужа и жены на активное выпол­нение ими в качестве партнеров определенных функций в семье).

Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей, создает конкрет­ные условия для физического, психического, социального разви­тия ребенка, передает ему систему духовных ценностей, мораль­ных норм, образцов поведения, традиций и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: