Развитие,психики в онтогенезе

Виды развития психики

В гл. 1 уже говорилось о том, что существует два вида психиче­ского развития — филогенетическое и онтогенетическое, между которыми имеется известное сходство. В связи с изучением законо­мерностей, определяющих динамику развития психики в онтогене­зе, особую актуальность приобретает вопрос о роли наследственно­сти и среды в этом процессе, соотношении роста и развития. Если рост связан преимущественно с количественными изменениями, с увеличением, например, массы тела или клеток головного мозга, то развитие подразумевает и качественные преобразования, изме­нения в мироощущении, понимании себя и окружающих. Необхо­димо отметить и тот факт, что в психологии разделение роста и развития особенно сложно, так как становление психической сфе­ры, о чем подробно говорилось в предыдущей главе, тесно связано с ростом материального субстрата психики.

Важным для психологии является и вопрос о границах и осо­бенностях динамики процесса психического развития, о том, яв­ляется ли он реформированным или непреформированным. Преформированное развитие имеет верхний предел, заложенный изначально в развивающуюся систему. Например, любой цветок, как бы он ни изменялся, распустившись или увядая, остается ро­зой или фиалкой, не превращаясь в ландыш или ромашку. Его раз­витие преформировано и ограничено структурой того семени, из которого вырастает конкретный цветок. Но ограничено ли разви­тие психики? В определенной степени психологи склонны были

17*


260 Чагть 11. Психология

положительно ответить на этот вопрос, так как существуют, на­пример, ограничения, связанные с продолжительностью жизни человека, его врожденными способностями, границами его ощу­щений и т.д. В то же время многие данные показывают, что разви­тие, познание, совершенствование воли, личности человека не имеют предела.

Если первоначально речь шла о преимущественном доминиро­вании биологического фактора, а само развитие понималось как созревание врожденных качеств, то уже в работах ученых XIX в. появляется другой подход к пониманию процесса генезиса психи­ки. Говоря о саморазвитии психики, ученые подчеркивали, что это саморазвертывание данных от рождения качеств, которое зависит от окружающей среды, направляющей течение этого процесса. По­этому частичное ограничение уровня развития психики связано с влиянием окружающего мира, с тем запасом значений, которые по­лучает ребенок. Ведь именно на их основе вырабатываются лично­стные смыслы; на имеющийся уровень знаний опираются и откры­тия новых законов и понятий. Недаром известный ученый Д.М. Болдуин настаивал на том, что определение одаренности (и, тем более, гениальности) меняется в зависимости от времени, так как гений и общество должны быть едины в понимании пригодно­сти и правильности новых мыслей, их соответствия общественным ценностям.

Еще одним важным аспектом в изучении развития психики в онтогенезе является соотнесение качественных и количественных параметров этого процесса, анализ возможностей революционно­го и эволюционного путей становления психического. Частично с этим связывался и вопрос о темпе развития и возможностях его из­менения.

Первоначально, исходя из теории Дарвина, психологи, как гово­рилось выше, считали, что развертывание психики происходит по­степенно, эволюционно. При этом существует преемственность при переходе от стадии к стадии, а темп развития строго фиксирован, хотя частично и может ускоряться или замедляться в зависимости от условий. Работы известного немецкого психолога В. Штерна, в частности его идея о том, что темп развития психики индивидуален и характеризует особенности данного человека, несколько поколе­бал этот взгляд. Однако естественно-научные постулаты, доказавшие связь психического с нервной системой, не давали возможности


Глава 4. Развитие психики 26]

подвергнуть сомнению поступательный характер развития психики, связанный с постепенным созреванием нервной системы и ее совер­шенствованием. Так, например, П.П. Блонский, связывавший разви­тие психики с ростом и созреванием, доказывал невозможность ускорения его темпа, так как темп умственного развития, по его мне­нию, пропорционален темпу соматического развития, который не может быть ускорен.

Однако работы генетиков, рефлексологов, психиатров, психоа­налитиков показали, что нервная система человека является про­дуктом его социального развития. Это доказывали и эксперименты бихевиористов, продемонстрировавшие гибкость и пластичность психики при формировании и переформировании поведенческих актов, так же как и работы Павлова, Бехтерева и других ученых, ко­торые устанавливали достаточно сложные условные рефлексы у маленьких детей и животных. Таким образом, было доказано, что при целенаправленной и четкой организации среды возможно до­биться быстрых изменений в психике ребенка и существенно уско­рить темп его психического развития, например при обучении определенным знаниям и умениям. Это привело некоторых ученых к мысли о том, что возможны не только эволюционные, но и рево­люционные, скачкообразные периоды в развитии психики, при ко­торых происходит резкий переход накопленных количественных изменений в качественные. Например, исследования подростково­го периода привели российского психолога А.Б. Залкинда к мысли о его кризисном характере, обеспечивающем резкий переход на новую стадию. При этом он подчеркивал, что такой качественный скачок определяется тремя процессами — стабилизационными, ко­торые закрепляют прежние приобретения детей, собственно кри­зисными, которые связаны с резкими изменениями в психике ре­бенка, и появляющимися в этот период новыми элементами, харак­терными уже для взрослых людей.

Однако сам путь развития психики все же характеризовался большинством психологов как преимущественно эволюционный, а возможность полностью изменить его направленность и индивиду­альные особенности была постепенно отвергнута. Исследование же этапов развития психики в онтогенезе дало возможность по­нять, как сочетаются литические (эволюционные) и критические (революционные) периоды в процессе становления психики, что получило отражение в периодизации Л.С. Выготского.


262 Часть П. Психология


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: