Теория личности Э. Берна

Продуктивность такого подхода была продемонстрирована в концепции американского ученого Э. Берна. Его главным достиже­нием является разработка концепции трансактного анализа, которую он вначале называл «социальной психотерапией», подчеркивая ее связь и с вопросами социального научения. Концепция Берна ори­ентирована в большей степени на практику, чем на формирование новых теоретических положений.

В книгах «Игры, в которые играют люди» (1964) и «Что ты го­воришь после того, как поздоровался» (1972) он изложил ведущие положения трансактного анализа, в основе которого лежит поня­тие о трех Эго-состояниях, в которых может находиться человек: Родитель, Взрослый, Ребенок. В каждый конкретный момент чело­век может находиться в одном из этих состояний, переключаясь на другое при изменении ситуации.

Каждое из Эго-состояний хранит определенную информацию (правила поведения, скрипты, т.е. сценарии жизни, и т.д.) и играет важную роль в конкретной жизненной ситуации, определяя пове­дение человека в ней. На изучении межличностных отношений клиентов, стереотипных схем поведения (игр, по терминологии Берна) и долговременных жизненных планов (скриптов) и строит­ся работа по осознанию и изменению Эго-состояний клиентов. При этом задачей психотерапевта является избавление клиента от рано сформировавшихся деструктивных игр и сценариев и опти­мизация его межличностных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: