Глоссарий. Адаптация — постоянный процесс активного приспособления челове­ка к окружающей (прежде всего социальной) среде

Адаптация — постоянный процесс активного приспособления челове­ка к окружающей (прежде всего социальной) среде.

Аксиология — философское учение о ценностях; аксиологический — имеющий ценностное значение.

Активность — деятельностное состояние живых существ, являющееся важнейшим условием их существования.

Алгоритм — предписание о выполнении в определенной последова­тельности элементарных операций для решения любой задачи, принадле­жащей к некоторому классу.

Амбивалентностъчувств— двойственность, противоречивостьнесколь-ких, одновременно испытываемых эмоциональных состояний.

Антропологизм — концепция, утверждающая взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам.

Антропология — наука, всесторонне изучающая биологическую природу человека.

Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта и от содер­жания деятельности человека.

Архетип — центральное понятие аналитической психологии Юнга. Представляет собой образы, отражающие содержание культуры данного общества, которые передаются от поколения к поколению и скрыты в кол­лективном бессознательном.

Ассоцианизм — первая психологическая школа, возникшая в XVIII в. Объясняла происхождение всех психических процессов принципом ассо­циации.

Ассоциация — связь между психическими явлениями, при которой вос­приятие одного из них влечет за собой появление другого.

Астения — состояние психической слабости, проявляющееся в повы­шенной утомляемости, снижении работоспособности, неустойчивости на­строения.

Бессознательное — совокупность психических процессов и состояний, в существовании которых и влиянии на свою активность субъект не отдает себе отчета.

Биогенетический закон — закон, описывающий открытое немецкими ес­тествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение межцу эта­пами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологиче­ского вида.


472 Часть //. Психология

Бихевиоризм — психологическое направление, отрицающее сознание как предмет исследования и сводящее психику к различным формам поведения.

Высшиепсихическиефункции—сяожные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличи­тельной особенностью ВПФ является их опосредованный характер и про­извольность.

Герменевтика — теория истолкования и понимания текста. Метод разъ­яснения основывается на объективных основаниях (главным образом зна­чении слов) и субъективных, т.е. переживаниях и намерениях авторов.

Гешталътпсихалогия —психологическое направление, выдвинувшее про­грамму изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.

Глубинная психология (психоанализ)—ряд,психолошческих школ, прида­ющих решающее значение в организации человеческого поведения бес­сознательным, расположенным в слоях психики мотивам (влечениям, же­ланиям).

Гуманистическаяпсихология— психологическое направление, признаю­щее главным предметом исследования личность человека, рассматривае­мую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.

Дедукция — вывод по правилам логики; цепь умозаключений, звенья ко­торой связаны отношением логического следования.

Детерминизм — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их фактов. Психологический детерминизм ис­ходит из всеобщей причинной обусловленности психических явлений и состояний.

Дидактика — раздел педагогики, в котором излагаются теоретические основы образования и обучения.

Душа — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику животных и человека.

Знак — предмет или явление, служащее представителем другого пред­мета или явления.

Идентификация — уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо.

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивая, индивидуально-спе­цифическая система психологических средств и способов выполнения де­ятельности.

Индукция — логическое рассуждение, двигающееся от утверждений менее общего характера к утверждению более общего характера.

Инновационная деятельность учителя — социально-педагогический фено­мен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы норматив­ной деятельности.

Инсайт — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание су­щественных отношений и структуры ситуации в целом, на основе которо­го достигается осмысленное решение проблемы.


Глоссарий 473

Интеллект — относительно устойчивая система умственных действий, операций и способностей, определяющая когнитивный стиль субъекта, на­правленная на формирование адекватной схемы окружающего мира и об-раза-Я.

Интенционалъностъ — направленность (устремленность) сознания на предмет.

Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения.

Интуиция — способность непосредственного постижения истины. Ин­теллигибельная интуиция предполагает, что такое постижение возможно только на основе рассудка, разума.

Катарсис — эмоциональное потрясение, вызывающее состояние внут­реннего очищения, разрядки.

Когнитивная психология — психологическое направление, рассматриваю­щее психику как систему, предназначенную для переработки информации.

Компенсация — возмещение, уравновешивание деятельности плохо раз­витых или нарушенных психических функций путем использования высо­коразвитых или сохраненных функций.

Креативность — творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.

Мотив — побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.

Надсознателъное — не поддающийся сознательному контролю и регуля­ции уровень психики, связанный с решением творческих задач.

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения — целенаправлен­ного или стихийного.

Одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Онтогенез — процесс формирования основных структур психики инди­вида в течение его детства.

Педагогика — наука о воспитании и обучении человека, раскрывающая цели и закономерности этих процессов.

Педология — комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориенти-рованный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом разви­тии.

Персонализм — направление в психологии, созданное В. Штерном, счи­тающее предметом исследования целостную личность как особую первич­ную реальность.

Перцепция (восприятие) — процесс непосредственного и активного от­ражения объектов.

Позитивизм — научное направление, доказывавшее, что источником ис­тинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие


474 Часть II. Психология

объективные методы, а не умозрительные рассуждения. Основатель — О. Конт, а также Д.С. Милль и Г. Спенсер.

Познавательные (когнитивныепроцессы) — психические процессы, отра­жающие различные стороны действительности в виде образов или пред­ставлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются при помощи мышление и воображения. Эти процессы являются инстру­ментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе полученных познавательными процессами данных.

Психоанализ — метод исследования глубинных, бессознательных струк­тур психики.

Психодинамические качества — понятие, связывающее свойства нервной системы, обусловленные динамикой ее функционирования, с психологи­ческими качествами личности — тревожностью, агрессивностью, общи­тельностью и т.д.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структур­ных преобразованиях.

Рационализм — концепция, объясняющая происхождение знания из данных, полученных мышлением. При этом знания о частных предметах формируются у человека на основе ощущения и восприятия, но знания о всеобщих закономерностях и понятиях могут быть получены (или извлече­ны) только из разума или при его помощи.

Рекапитуляции теория — теория С. Холла, распространившая биогенети­ческий закон и на психическое развитие детей. Эта теория доказывала, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

Рефлекс — закономерная ответная реакция организма на раздражитель, опосредованная деятельностью мозга.

Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) — процесс самопознания чело­веком своих внутренних психических состояний и переживаний. Рефлек­сия является одним из первых методов исследования психики.

Речь эгоцентрическая — речь, внешняя по форме и внутренняя по содер­жанию, т.е. обращенная к себе.

Сензитивностъ — повышенная чувствительность живого существа к про­исходящим с ним событиям. Существующие в онтогенезе сензитивные пе­риоды обеспечивают оптимальную отзывчивость на определенное воздей­ствие, выражающееся в быстром росте соответствующей функции (вос­приятия, речи и т.д.).

Сенсорика (ощущения) — непосредственное и активное отражение от­дельных свойств и качеств предметов.

Сенсуализм — концепция, объясняющая происхождение всех видов знания из данных, полученных органами чувств. При этом ощущение, восприятие и память являются основой знаний о частном (единичных предметах или ситуациях). Обобщение этого первичного знания с по-


Глоссарий 475

мощью мыслительных операций приводит к формированию понятий, знания о всеобщем.

Социализация — процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

Социалънаяситуацияразвития— специфическаядлякаждого возрастно­го этапа система отношений ребенка с окружающим миром, отраженная в его переживаниях.

Способностям—индивидуально-психологическиеособенности, обуслов­ливающие легкость и быстроту обучения.

Схоластичность— случайность, вероятностьпедагогического процесса, характер изменения которого во времени точно предсказать невозможно.

Тест — стандартизированная система заданий, позволяющая быстро и объективно измерить уровень развития определенного психологического качества. Выделяют тесты интеллекта, тесты одаренности (креативности), тесты достижений и личностные тесты.

Технология — совокупность знаний о способах и средствах осуществле­ния тех или иных процессов.

Трансфер — применяемый в психоанализе термин, обозначающий пере­нос на психотерапевта эмоционального отношения пациента к значимым для него людям, прежде всего родителям.

Установка — бессознательная готовность человека действовать опреде­ленным образом и в определенном направлении.

Филогенез — процесс возникновения и исторического развития психи­ки животных и человека.

Фрустрация — психическое состояние человека, вызванное трудностя­ми (объективными или субъективными), возникающими в процессе дости­жения цели.

Эмпиризм — концепция, доказывающая, что истинная картина мира формируется на основе опытного знания.

Эмпирический — основанный на опыте.

Этология — наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.

Я-коицепция — относительно устойчивая, дифференцированная и более или менее осознанная система представлений о самом себе.


Учебное издание

ЛюбовъАлексеевна Григорович, Татьяна Давыдовна Марцинковская


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: