Африканское искусство остается для нас едва ли не загадкой, ибо является выражением давно утраченного, уходящего мироощущения. Одни считают, что своими особенностями африканская пластика обязана ужасу первобытного человека перед космосом.
Другие объясняют все магическими культами и особым «дологическим мышлением». А может быть, народные обычаи, бытовая стихия откроют нам более верный путь к постижению африканского искусства.
Африканские маски, возможно, имеют отношение к культу предков. Надевают их для участия в церемонии, они часть сложного ритуального костюма. Для этих же церемоний держат в особых чашах краску. На ритуальной чаше из Дагомеи условно изображено праздничное шествие.
Обостренное пластическое чутье, четкая ритмическая композиция характерны здесь для каждой вещи. И свободный полет фантазии. Что, например, хотел выразить художник народности сенуфо двуликой маской, на голове которой изображена птица, а от подбородка идут ноги? Возможно, он стремился расширить содержание маски и отступил от натуры. А мы удивляемся теперь стихийному чувству ритма, смелости в трактовке формы. Неизвестный художник поклоняется дереву, которое срубает, поклоняется необработанному чурбаку и, вырезая маску, поклоняется ей, как воплощенному им же самим духу. Весь мир для него одухотворен. Настоящее искусство всегда требует подлинной искренности и подлинного восторга. Может быть, в этом одна из загадок большого искусства Африки.