(по Э.А. Голубевой, 1997)
Доминирование информа
| Подструктуры
| Доминирование информаци
|
ционно-энергетических
| индивидуальности,
| ей но-ре гуляторных
|
процессов
| структурообразую
| процессов
|
| щие признаки
|
|
| МОТИВАЦИЯ
|
|
Чаще положительная
| Эмоциональность
| Чаще отрицательная
|
«Специалисты возбужде
|
| «Специалисты торможе
|
ния» (чаще — холерики).
|
| ния» (чаще— меланхолики).
|
Сила нервной системы:
|
| Слабость нервной системы:
|
меньшая выраженность
|
| большая выраженность
|
низких (дельта и тета)
|
| низких (дельта и тета)
|
частот в ЭЭГ и их худшее
|
| частот в ЭЭГ и их лучшее
|
усвоение.
|
| усвоение.
|
Лабильность нервной
|
| Инертность нервной
|
системы:
| ТЕМПЕРАМЕНТ
| системы:
|
большая выраженность
|
| меньшая выраженность
|
высоких (бета-1 и бета-2)
|
| высоких (бета-1 и бета-2)
|
частот в ЭЭГ и их лучшее
|
| частот в ЭЭГ и их худшее
|
усвоение.
|
| усвоение.
|
^ктивированность нервной
|
| Инактивированность
|
системы:
|
| нервной системы:
|
меньшая выраженность
|
| большая выраженность
|
тета- и альфа-ритмов в
|
| тета- и альфа-ритмов в
|
ЭЭГ и большая частота
|
| ЭЭГ и меньшая частота
|
альфа-ритма
|
| альфа-ритма
|
Эргическая, скоростная
| Активность
| Вариационная
|
«Художники»
|
| «Мыслители»
|
Более короткие латентные
|
| Более длинные латентные
|
периоды неспецифических
|
| периоды неспецифических
|
вызванных потенциалов.
|
| вызванных потенциалов.
|
Лучшая непосредственная
| ОБЩИЕ
| Лучшая опосредованная
|
память.
|
| память.
|
Более высокий уровень
| И
| Более высокий уровень
|
невербального интеллекта.
|
| вербального интеллекта.
|
Коммуникативные:
| СПЕЦИАЛЬНЫЕ
| Познавательные: математи
|
музыкальные, коммуникативно-речевые, педагоги
| СПОСОБНОСТИ
| ческие, когнитивно-лингвистические.
|
ческие.
|
| Рационал исти чность;
|
Артистичность;
|
| интроверсия
|
экстраверсия
|
|
|
Продолжение
Доминирование информационно-энергетических процессов
Непроизвольная
Склонности:
«Человек»;
«Природам
Менеевыраженная реакция на первый стимул, Медленное угасаниепри повторении стимула
|
Подструктуры индивидуальности, структурообразующие признаки
Саморегуляция ХАРАКТЕР
Побуждения
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ
|
Доминирование информационно-ре гуляторных процессов
Произвольная ___
Склонности:
<? Техника»;
«Знаки»
Более выраженная реакция на первый стимул. Быстрое угасание при повторении стимула
|
коммуникативно-речевыми, педагогическими. Художественный тип мышления чаще наблюдается у лиц с сильной нервной системой и экстравертов. Вербальный интеллект характерен для «мыслителей». Он сочетается с хорошо развитыми познавательными способностями (математическими, когнитивно-лингвистическими). «Мыслителей» отличает слабая нервная система и высокий уровень интроверсии.
Межполушарная асимметрия мозга по-разному представлена у мыслительного и художественного типов. Утверждение, что у «художников» доминирует функция правого полушария как основа их образного мышления, а у «мыслителей» ведущая роль принадлежит доминатному, левому полушарию, наиболее часто связанному с речью, в целом справедливо. Однако, как показывает изучение организации полушарий у людей искусства, живописцев-профессионалов, они более интенсивно, чем обычные люди, используют и левое полушарие. Для них характерна интеграция способов обработки информации, представляемая различными полушариями.