Философия Платона. Платон (427 – 347 до н.э.) – древнегреческий философ – идеалист, ученик Сократа, основатель одного из наиболее мощного направления объективного идеализма

Платон (427 – 347 до н.э.) – древнегреческий философ – идеалист, ученик Сократа, основатель одного из наиболее мощного направления объективного идеализма. Отстаивая идеал. взгляд на мир П. активно боролся против материальных учений своего времени. Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Парменида и Гераклита. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «идеями» и которые отожествил с бытием. «Идеям» П. противопоставил небытие, отожествленное с материей и пространством. Чувственный мир, по П., порождение «идей» и «материи», занимает срединное положение между ними. «Идеи» вечны, не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии П. -учение о «мировой душе», психологии – учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. П. различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об истинно сущих «идеях». Источником такого познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. Между «идеями» и чувственными вещами П. поместил математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод познания – диалектика, под которой П. понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. В учении об обществе П. изобразил идеальное государство, существование которого основано на рабском труде. Система И.Г. изложена в работах: «Государство» и «Законы». Сущность его в том, что государством правят философы, его охраняют «стражи» или «воины», ниже этих обоих разрядов идут ремесленники. Основные принципы, на основе кот. строится государство:

1. идеальность (тесная связь с миром идей – ид. гос-во должно соответствовать идеи, кот. находиться в идеальном мире)

2. сословность (гос-во должно поддерживать кастовое деление общества

а) люди, приобщенные к миру идей, т.е. с золотой душой (ученые, мудрецы, философы)

б) люди с железной душой (военно- служащие, имеющие волевой характер)

в) люди с медной душой, т.е. связанные с торговлей, земледелием)

3. общественная собственность (для совершения своих идей не д. б. частной собственности, поэтому д.б. по сословию)

4. единомыслие (д.б. единая идеология, а иная идеология д. преследоваться и жестоко караться)

Обосновывая проект идеальн. государства П. подверг критике существующие формы госуд. власти. Концепция И. Г. в целом была утопией – государство тоталитарное.

Основные положения философии П. можно свести к следующим мыслям:

1. первоосновой всего бытия являются идеи (они причины всего бытия)

2. идеи локализуются в особом месте, кот. расположено далеко, в «умном месте», в особом мире идей.

3. идеи не доступны челов. чувствам, т. к. находятся далеко, поэтому они м. б. осмыслены др. человеческим чувством – мышлением, т. е. разумом.

4. мир идей сложен, он имеет свою структуру, кот. можно представить в виде пирамиды.

Отношение к этому ученому было неоднозначно. У П. были не только сторонники, но и противники - материалисты. Сторонники видели достоинства:

1. они указали, что именно П. наиболее правильно разрешил идею о бытие.

2. П. создал прочную основу идеальн. мира, кот. заключен в человеке.

3. П. впервые четко в филос. Размышлении поставил вопрос о субординации первичного и вторичного мира (идеального и материального, отдав предпочтение идеальному)

4. П. возвысил роль всего духовного, идеального, жизни человека (научн. знания, роль искусства, чел. психики, самой философии, религии).

Противники указывали на недостатки:

1. П. принизил роль всего материального мира объявил его не вечным.

2. найдя общий знаменатель в виде идеального мира упростил всё окружающее наше богатство, т.е. омертвил его.

3. П. создал одну из первых фил. систем, кот. претендовало на однозначное объяснение, называясь абсолютной истиной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: