Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII вв.
Н. Кузанский: «единое есть все» Прологом к новой онтологии стало учение кардинала католической церкви Николая Кузанского' (1401—1464). Мыслитель в целом ориентируется на традиции неоплатонизма. Однако традиционное для античной философии противопоставление единого многому отвергает, постулируя: «единое есть все». А также: «единому ничто не противоположно». Отсюда Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное — это абсолютный максимум. Он неделим. Но неделимость — свойство также и абсолют- ного минимума. Значит, они совпадают. Таким образом Кузанец открыл принцип совпадения противоположностей. Для наглядности философ обращается к математике: часть окружности при увеличении ее радиуса максимально приближается и, наконец, совпадает с ее касательной (прямой). У такого бесконечного круга диаметр становится равным окружности, и кроме того, с окружностью совпадает и ее центр. И следовательно, точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) являют собой одно и то же.
|
|
Проведенное Кузанским отождествление единого с бесконечным разрушало сложившееся еще в античности представление о наличии в мире некоего «центра» (как правило, Земли), а также — «периферии». Но в едином и бесконечном мире невозможно различение центра и окружности. Так что Кузанский еще и предвосхитил будущее торжество принципа относительности.
Н. Кузанский не ставил перед собой атеистических задач, но его понимание отношений Бога и мира весьма своеобразно. Для Кузанского Бог — это все, абсолютный максимум, который при этом не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Н. Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, и theos — бог).
пантеизм (от греч. pan — все, и theos — бог).
Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника и тезис о бесконечности Вселенной Дж. Бруно Крупнейшим достижением естествознания эпохи Возрождения стало создание польским астрономом Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы мира. Ее смысл: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Это открытие имело не только первостепенное научное, но и важное мировоззренческое значение -человечество со своей планетой оказывалось не главным и любимым созданием Бога, выделенным центром Вселенной, а всего лишь — одним из многих_природных феноменов.
|
|
Такой вывод был сделан в натурфилософии Джордано Бруно (1548—1600). Центральная идея его космологической доктрины -тезис о бесконечности Вселенной. Она не сотворена, но существует вечно и не может исчезнуть. Сама Вселенная неподвижна, но внутри нее происходит непрерывное движение. При этом Бруно отказывается от идеи внешнего перводвигателя, а опирается на принцип самодвижения материи.
Бог - мировое целое. Натуралистический пантеизм Бруно Положение о бесконечности Вселенной подтолкнуло Бруно к выдвижению еще более смелой идеи -- о существовании во Вселенной бесчисленного множества миров, подобных нашему. И у каждого из таких миров есть свой центр — его звезда.
Такой мировоззренческий сдвиг заставил Бруно по-новому продумать и идею Бога. Бессмысленно представлять себе Бога как нечто изолированное. Он есть мировое целое, которое везде и нигде. Бог не противостоит миру как творец, но находится в самой природе как внутреннее деятельное начало. Это, конечно -типичный пантеизм.
Однако в отличие от рассуждений Н. Кузанского, у которого природа как бы погружается в Бога, сохраняющего свою обособленность от мира, у Бруно Бог отождествляется с природой и немыслим вне материального мира. В этом состоит отличие натуралистического пантеизма Д. Бруно от мистического пантеизма Н. Кузанского.