Материалистическая тенденция во Французском просвещении

Французские просветители (Вольтер, Монтескье, Руссо, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах) явились наследниками духовных ценностей эпохи Возрождения, продолжателями социально-философских исканий Бэкона, Декарта, Локка, Гоббса.

Отличительные черты философии Французского просвещения:

· негативное отношение к абсолютистской монархии, нравам господствующих сословий духовенства и аристократии (антиклерикализм);

· неразрывная связь философских воззрений с достижениями естествознания 18в.;

· гуманистическая ориентация философии;

· социально-критическая направленность на изменение действительности в интересах прогресса и улучшения гражданского общества.

Антиклерикализм выразился в постановке задачи освобождения человеческого разума от догм католической церкви. Основная мысль: только путем избавления просвещенного разума от религиозных предрассудков можно перестроить общество на разумных началах. Религиозному фанатизму противопоставили концепцию «естественной религии» (основал Вольтер – развил Дидро). Под естественной религией понимали такую, которая не противоречит человеческой природе и включает в себя общие всему человечеству принципы нравственности. Истинная религия разумна, и моральные категории добра и зла не зависят от Бога.

Механистический материализм Гольбаха. Большое внимание просветители уделяли обоснованию материалистической концепции природы. В качестве основы всех процессов природы Гольбах называет материю. Причины движения материи видит в ней самой, т.к. движение – это способ существования материи. Материя движется благодаря своей собственной энергии. На основании достижений физики и химии Гольбах утверждает положение о качественном многообразии форм материи и об универсальности движения по Вселенной. Рассматривает проблемы причинности и необходимости. В природе все необходимо, в ней нет ничего случайного – в этом проявилось механистическое понимание мира – механистический материализм.

Философская антропология. Центральное место в философии Французского Просвещения занимает проблема человека. Человек рассматривался как физическое, природное, материальное существо. Отрицалась дуалистическая природа человека, утверждалось материальное единство. Отвергалось учение о душе, считалось, что ощущение, мышление – все способности души, зависят от телесной субстанции, разрушение которой ведет к прекращению психической деятельности человека.

Ламетри рассматривает человека как особым образом организованную машину, наделенную способностями мыслить, чувствовать, ощущать. Три преимущества человека: организация, образование, воспитание.

Дидро же развивает теорию врожденного нравственного начала. Человек причастен и добру и злу одновременно, наделен страстями, но может действовать разумом, управляя своими действиями.

Вольтер рассуждал о слабости и ничтожности человека. Человек подчинен законам природы и в этом – его судьба и несвобода. Считает человека общественным существом, социальные свойства – основной признак человека. Мораль – результат социального инстинкта.

Гельвеций считал, что у человека все сводится к ощущениям (материалистический сенсуализм), поэтому движущими силами человеческой деятельности являются физические удовольствия и страдания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: