Преодоление смуты. Ал-Хаджжадж

Ал-Хаджжадж ибн Юсуф ал-Хакам ас-Сакафи родился в 660 году в Таифе. Сначала он был школьным учителем, затем перебрался в Сирию, где сумел привлечь к себе внимание халифа Абд ал-Малика.

С первым же серьезным поручением он справился блестяще - благодаря ему в октябре 692 года армия мекканского шиита Абдаллаха ибн аз-Зубайра была разгромлена, а сам Абдаллах убит. Мекка, в течение двенадцати лет остававшаяся во власти шиитов, была усмирена. Абд ал-Малик назначил ал-Хаджжаджа сначала наместником Мекки, Медины и Таифа, а затем и всего Ирака, Так у халифа появился непреклонный страж порядка, такой же, каким был у Муавийи I его названый брат Зийад. Ал-Хаджжадж оставался наместником Ирана в течение двадцати лет.

Получив назначение, ал-Хаджжадж прибыл в Куфу и, не отряхнув еще с одежды дорожную пыль, выступил в мечети перед собравшимися на молитву. Ответом на его речь было оцепенение слушателей. Требование наместника было несложным: полное повиновение; за ослушание - немедленная казнь. Через три дня после этой речи ал-Хаджжадж объявил поход, а тех, кто попытался уклониться, казнил на месте. Так командующий армией халифа Мухаллаб получил войска для подавления хариджитов в Фарсе и Кермане. Личность этого арабского полководца стоит того, чтобы о ней упомянуть. Мухаллаб ибн Абу Суфра родился в 628 году. Был очень смелым и находчивым в боях. С тремя наместниками Хорасана - ал-Хакамом ибн Амиром, Саидом ибн Усма-ном и Салмом ибн Зийадом (все Омейяды) - он трижды участвовал в завоевании областей за Аму-Дарьей. При всем этом он отличался тем, что часто не держал слова и так преуспел в этом, что когда его видели, то говорили вслед: "Ал-Мухаллаб идет врать". Девятнадцать лет он воевал против мятежников и бунтовщиков и в 698 году окончательно справился с ними. В награду за это Мухаллаб был назначен наместником Хорасана. Сразу же после прибытия к месту службы Мухаллаб собрал войско и напал на Кеш, Хутталь и Ходжент. После завоевания этих территорий он перенес резиденцию наместника Хорасана в Балх. Мухаллаб умер в 702 году.

Период смуты в Халифате закончился в 697 году. Власть Омейядов упрочилась как никогда благодаря совершенной системе административного управления. Тогда же в Египте, где наместником был брат халифа Абд ал-Азиз, начался экономический подъем. Известно, что этот брат Абд ал-Малика "любил строить и восстанавливать". В 689-690 годах он построил новую резиденцию - настоящий город, получивший название Хелуан. В нем находилась главная мечеть, а также базары, жилые кварталы, бани. Христиане получили разрешение построить в нем два монастыря. Абд ал-Азиз восстановил канал в Александрии, порт и сам город, разрушенный Амром ибн ал-Асом. Египетский историк пишет, что после смерти Абд ал-Азиз оставил семь тысяч динаров, ношеную одежду, лошадей, слуг, торговые ряды и город Хелуан.

Строительная активность Абд ал-Азиза в Египте совпала по времени с двумя важнейшими государственными реформами халифа. Первая заключалась в том, что в 697 году были введены арабские деньги взамен ходивших до сих пор золотых динаров и серебряных дирхемов византийского образца. На новых монетах уже не было изображения правителя, вместо этого на них были выбиты изречения из Корана, обозначение достоинства, год выпуска, имя халифа или наместника, имеющего право чеканить монету. Вторая реформа касалась государственного делопроизводства - во всем Халифате оно было переведено на арабский язык. Можно сказать, что с этого момента началась эпоха арабского письменного литературного языка. Также была предпринята очередная попытка окончательно устранить иноверцев - иудеев и христиан - из структур государственного управления. Для того чтобы связать отдаленные провинции Халифата с центром, вводилась широкая сеть почтовых станций. Начальники станций и гонцы должны были обеспечивать оперативное сообщение халифа со своими подчиненными, как бы далеко те от него ни находились - в Хорасане, Индии или Испании.

При халифе Абд ал-Малике в Иерусалиме был построен храмовый комплекс "Харам аш-Шариф" со святилищем "Куббат ас-Сахра" ("Купол скалы") и мечетью ал-Акса.

Ал-Хаджжадж оставался правой рукой халифов вплоть до 714 года. Он умер в своем любимом городе Васите. Этот город был построен как крупная военная база на рубеже VII-VIII веков. По своей величине Васит превосходил такие крупные города, как Дамаск и Иерусалим. Дворец наместника (400x400 локтей) был выстроен рядом с пятничной мечетью и вдвое превышал ее размеры. За три года строительства были воздвигну крепостные укрепления, ров, базары, жилые кварталы, ряды ремесленных мастерских, бани. На столичный статус города указывала ширина четырех главных улиц - по восемьдесят локтей (около сорока метров каждая). Строительство Васита обошлось в сорок три миллиона дихремов. В городе располагался большой гарнизон. Месторасположение Васита ("Срединный") было стратегически удачным - он находился примерно на одинаковом расстоянии от Куфы, Басры и столицы Халифата Дамаска. Это позволяло легко перебрасывать войска в случае боевых действий или подавления мятежей. Для бунтовщиков ал-Хаджжадж не оставлял ни малейшей возможности развернуться по-настоящему.

Сражение при Херес де ла Фронтера.
Завоевание Испании

После преодоления смуты в Халифате начался второй этап великих арабских завоеваний: на восточном направлении это были Индия и Туркестан, на центральном - Армения и Малая Азия, на западном - Северная Африка и Южная Франция. Почти одновременно арабы достигли границ Китая и берегов Атлантического океана. Самое выдающееся событие этого периода - завоевание Испании. Хотя нужно заметить, слово "завоевание" можно взять и в кавычки, поскольку население этой страны, доведенное до отчаянной бедности своими феодалами, часто добровольно переходило под власть первого же арабского командира. Восемь столетий мусульманской истории Испании говорят сами за себя.

Но чтобы выйти к Гибралтару, арабам пришлось преодолеть сопротивление Византии, имевшей ряд крепостей на побережье Северной Африки, что позволяло ей господствовать на Средиземноморье. Трудными противниками оказались и берберы. В 689 году халиф Абд ал-Малик послал своего военачальника Зухайра ибн Кайса выбить берберов из Кайруана, который им удалось захватить ввиду малочисленности арабского гарнизона. Зухайр дал сражение, и берберы отступили. Но высадившийся в Барке десант византийцев уничтожил арабский отряд. В 696 году халиф послал к Кайруану уже сорокатысячное войско под командованием Хасана ибн Нумана. С ходу был взят Карфаген. На помощь своему гарнизону византийский император выслал весь флот, и арабы отступили. В 698 году на помощь Хасану пришел флот халифа - и тогда ушли византийцы. Для того чтобы они больше не повторяли попыток вернуть крепость, арабы разрушили укрепления Карфагена.

После этого последовало наступление берберов во главе с их предводительницей Кахиной (букв, "вещунья", "пророчица"). Арабам пришлось отойти к Кайруану. Только в 703 году халиф смог послать в Африку достаточное подкрепление. Кахина, спасая сыновей, отправила их к арабам с тем, чтобы они приняли ислам и покорились чужеземцам. Сама она погибла в сражении у колодца на горе Аурас. Таким образом, два сильных противника - Византия и берберы - были побеждены. Берберские племена, принимавшие ислам, поступали на службу в войска Халифата, а византийцы покинули средиземноморское побережье Северной Африки.

В том же году, когда Хасан ибн Нуман штурмовал Карфаген, Ата ибн Рафи, один из военачальников покорителя Африки Мусы ибн Нусайра, высадился в Сицилии и вернулся с богатой добычей. С этого острова часто совершались разбойные нападения на арабских купцов.

В июле 710 года Муса ибн Нусайр позволил своему берберскому отряду, которым командовал Абу Зура Тарик ибн Зийад, совершить вылазку в Испанию. Поход оказался очень удачным, и на следующий год Тарик со своим семитысячным отрядом вновь переправился через Гибралтарский пролив и углубился на территорию Испании настолько, что вскоре вслед за этим дерзким нападением последовала мобилизация войск готов. Когда Тарик услышал, что против него идет армия, он приказал занять боевую позицию у речки Вали Беккаа (исп. Саладо). Бой продолжался восемь дней. В этом сражении последний готский король Родерих показывал чудеса храбрости. Но измена среди его придворных решила дело в пользу арабов. Готы были разбиты, а Тарик встречен местным населением как освободитель. Сам король Родерих бесследно исчез, и его дальнейшая судьба неизвестна.

Поход отряда Тарика на Толедо омрачился лишь незначительным сопротивлением местных рыцарей и феодалов. Веротерпимость арабов обеспечила им полную поддержку христиан, задавленных непосильными поборами, и иудеев, со дня на день ожидавших насильственного поголовного обращения их в христианство, после чего евреи должны были лишиться прав на владение собственностью. Ввиду таких перспектив мирный договор с арабами казался спасением.

Придворные испанского короля и церковные иерархи покинули своих подданных и бежали в соседние государства. Так никому прежде не известный мавали Тарик ибн Зийад достиг славы покорителя целой страны и обладателя сказочных богатств испанской знати. Это, естественно, вызвало сильнейшую досаду у главнокомандующего Мусы ибн Нусайра, просидевшего все это время в Кайруане в ожидании набегов берберских племен, отказавшихся принять ислам.

Летом 712 года Муса ибн Нусайр во главе восемнадцатитысячного отряда высадился в Испании и стал захватывать оставшиеся города и крепости - Шелушу, Карману, Севилью, Мерилу и ряд других. Вступив в Толедо, он вытянул хлыстом по спине встречавшего его пешим Тарика и в наказание за предпринятые без ведома главнокомандующего военные действия бросил в темницу. Восставшие соплеменники Тарика были разбиты, а зачинщики казнены. Через год Тарика освободили, и он вновь возглавил один из отрядов.

К началу 713 года почти вся Испания, за малым исключением, вошла в состав Халифата. Опорным пунктом для мусульман стала испанская крепость Норбонна, служившая местом сбора войск. Границы Халифата достигли своих максимальных пределов, далее которых уже никто не продвинулся.

Итак, при халифе Абд ал-Малике, а затем при его сыне, халифе ал-Валиде I, правившем в 705-715 годах арабы вошли в Среднюю Азию, Афганистан, Индию, Африку и Испанию. В Палестине была построена новая столица - город Рамла. Хорезм, богатейший край в нижнем течении Аму-Дарьи, в сферу мусульманской истории вошел в 712 году, когда Кутайба ибн Муслим, наместник Хорасана, подписал с хорезмшахом договор, по которому Хорезм становился данником Халифата. Правители Индии, или Синда, как называли эту страну арабы, в низовьях долины Инда подписали такой же договор с Мухаммедом ибн Касимом в 711 году. До 1026 года в этой провинции Халифата правили местные индийские династии.

При следующем халифе - Сулаймане ибн Абд ал-Малике, правившем в 715-717 годах, были завоеваны Джурджан и Табаристан. Халиф Сулайман позаботился о смягчении административных мер, введенных ал-Хаджжаджем. Он сместил всех ставленников всесильного министра, невзирая на их заслуги, так как в руках этих правителей сосредоточилось столько власти, что они могли угрожать халифу. Например, Кутайба ибн Муслим - завоеватель Хорезма, наместник Хорасана, полководец, впервые переправившийся через Сыр-Дарью и завоевавший в 713 году Фергану и Шаш (совр. Ташкент) - написал после смерти ал-Валида I новому халифу Сулайману: "Если ты не утвердишь меня на занимаемой мной должности и не окажешь мне доверия, то я обязательно скину тебя, как скидывают сандалию, и наполню страну конным и пешим войском против тебя". При жизни халифа ал-Валида I Кутайба присягнул его сыну, а не брату Сулайману. Потом это раскрылось, и храбрый полководец поплатился за измену головой. Как истинный араб Кутайба был поэтом, некоторые его стихи сохранились, хотя, судя по дошедшим до нас свидетельствам современников, он чаще всего выражал свои мысли именно в стихотворной форме:


Душа моя, терпи, несмотря на боль, -
Я не нахожу друзей, хотя людей полно.


Или:


Каждый день я учил его стрелять из лука,
А когда рука его обрела уверенность, он выстрелил в меня.

Наместником Хорасана Сулайман назначил Йазида ибн Мухаллаба.

И все же не все Омейяды были интриганами и царедворцами. Брат Сулаймана, Маслама ибн Абд ал-Малик, никогда не претендовал на высшую власть и всю жизнь провел в военных походах. Во время правления ал-Валида I он с армией в сто двадцать тысяч человек напал на Константинополь и в 714-715 годах построил в нем знаменитую мечеть Масламы. При другом своем брате он был наместником Ирана и Армении. В 727-728 годах Маслама совершил поход против тюрок в Средней Азии и воевал в Синде. Этот суровый и бескомпромиссный воин умер в Сирии в 738 году.

717-720

Правление халифа Умара II
ибн Абд ал-Азиза

Умар II был сыном брата халифа Абд ал-Малика - Абд ал-Азиза. В 706 году ал-Валид I назначил его наместником Медины. Там Умар создал совет из десяти благочестивых знатоков Корана и хадисов и постоянно обсуждал с ними законность или незаконность тех или иных административных мер халифа и его чиновников. Умар правил кротостью и этим привлекал сердца. В 712 году по донесению сурового администратора ал-Хаджжаджа халиф сместил Умара с поста наместника.

Став после смерти Сулаймана халифом, Умар II не изменил себе и вернул высшей власти ту полноту духовности, которая была принесена в жертву жестокому порядку. Идеалом Умара II было правление первых халифов - Абу Бекра и Умара ибн ал-Хаттаба. Он полагал, что следующие за ними халифы хотя и старались во саву ислама, но со временем сильно исказили установления Пророка, так что необходимо было, обращаясь Корану, сунне и советам благочестивых, сделать все, чтобы вернуться на истинный путь.

Установления Пророка неприкосновенны и неизменны; халифу нужно лишь следовать им. Поэтому первым делом Умар II отменил незаконный налог - джизью для новообращенных мусульман, введенный по распоряжению ал-Хаджжаджа. В отношении покупки земель мусульманами последовало возвращение к установлению Пророка о том, что земля принадлежит умме. Также халиф отменил налог харадж с горожан, поскольку это был поземельный крестьянский налог. Все деньги, собранные незаконным путем, были возвращены. Но поскольку государственные чиновники уже привыкли к безаконию, то и при Умаре II они продолжали красть под видом возвращения денег пострадавшим от произвола. Таким образом казна опустела.

С другой стороны, воспрянули духом шииты, видя столь решительную перемену в уме и душе халифа. Они снова заговорили о законных правах Алидов на халифат. Умар II не препятствовал этому брожению умов, пока действия шиитов не переступали границ дозволенного.

Умар II отменил проклятие халифа Али. В свое время ал-Хаджжадж потребовал от мусульман во время пятничной молитвы повторять публичное проклятие имени Али, провозглашаемое с минбаров, и казнил всех, кто отказывался делать это.

Также и потомки Аббаса ибн Абд Мутталиба, дяди Мухаммеда, стали вести работу по возвращению Халифату законного правителя. Сын Аббаса, Абдаллах, выступал на стороне Али в его споре с Муавийей. После третейского суда Абдаллах удалился в Мекку, а затем перебрался в Таиф. Абдаллах ибн Аббас был первым толкователем Корана и пользовался у современников великим почетом. Его сын Али ибн Абдаллах, живя в Дамаске, проявлял чрезвычайную набожность - иногда в молитве он проводил целые дни. Халиф ал-Валид I выслал его из Дамаска, и Али ибн Абдаллах поселился в местечке к югу от Мертвого моря. Именно здесь во времена халифа Сулаймана, как гласит легенда, Абдаллах, сын Мухаммеда ибн ал-Ханафийя, внук халифа Али, торжественно передал права Алидов на халифат Мухаммеду, сыну Али ибн Абдаллаха. Впоследствии сын Мухаммеда, Абдаллах ибн Мухаммед ибн Али ибн Абдаллах ибн Аббас, родившийся в 722 году, претендовал на титул халифа. Аббасиды выдвинули лозунг: "Халиф - из семьи Пророка".

В разгар всех этих событий халиф Умар II внезапно умер. После кратковременного правления Йазида II, халифом стал сын Абд ал-Малика - Хишам, правивший 724-743 годах. Вернулись к прежним способам государственного управления, установленным его отцом и ал-Хаджжаджем.

При халифе Умаре II в 719 году арабы завоевали провинцию Согд. Согдийцы, не принявшие ислам, ушли в верховья реки Заравшан и по ее притокам - в южном и северном направлениях.

Халиф Умар II избегал администрирования. Амил города Химса в Сирии написал халифу: "Разрушилась стена крепости Химса, надо ее поправить. Как распорядится повелитель правоверных?" Умар II написал в ответ: "Устрой крепости Химса стену из справедливости, очисти дороги от грабителей и страха, тогда не будет нужды в глине, кирпиче, камне и извести".

Халиф Умар II в силу своей простоты, очищающей веру, и мудрости был чрезвычайно популярен у берберов. Притягательность такого образа правления так передал ученый-законовед Абу Сайд Хасан ал-Басри (ум. в 728 г.): "Не тот мудрый, кто больше знает по-арабски и владеет большим числом изящных выражений и слов арабского языка. Мудрец тот, кто сведущ в каждом знании. Для этого годится всякий язык, который знаком. Если кто-либо будет знать все предписания шариата и толкований к Корану на языке тюркском, персидском или румийском, а арабского не знает, все равно он является человеком возвышенного знания. Конечно, лучше, если он знает арабский! Всевышний ниспослал Коран на арабском, и Мухаммед - будь над ним благословение и мир Аллаха! - был арабом. А если у государя будет блеск небесного величия, державность и вместе с тем возвышенное знание, то он приобретет счастье двух миров, ибо не совершит ни одного поступка без знания, ни в чем не уступит неведению".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: