Формирование и классификация показателей качества

Каждый показатель качества, являясь количественной характеристикой (мерой) одного из свойств модели качества объекта (явления), должен отражать (в большей или меньшей степени) способность (свойство) этого объекта (явления) удовлетворять общественные потребности (интересы, ценности) в конкретных условиях. Таким образом, при формировании (введении) любого показателя качества необходимо учитывать следующие компоненты качества: общественную потребность (ОП); конкретные условия (КУ); объект (О) и степень удовлетворения (градацию) потребности (СУП) (рис.2.1). Показатель качества должен давать ответ на вопрос: в какой степени рассматриваемый объект (явление) обладает свойством (способностью) удовлетворять общественную потребность (интерес, ценность)?


Рисунок 2.1 – Формирование показателя качества

Таким образом, структура потребностей трансформируется в структуру показателей качества (рис.2.2).

В основу классификации номенклатуры показателей качества промышленной продукции положен принцип «характеризуемые свойства» (табл.2.1).


Рисунок 2.2 – Структура показателей качества

Таблица 2.1 – Классификация показателей качества

Признак классификации Группы показателей качества продукции
1. По характеризуемым свойствам Показатели назначения. Показатели экономного рас­хо­до­вания ресурсов. Показатели надежности. Эрго­но­ми­ческие показатели. Эстетические показатели. По­кА­за­те­ли технологичности. Показатели транспор­та­бельности. Показатели стандартизации и уни­фи­ка­ции. Патентно-правовые показатели. Эко­ло­ги­че­ские показатели. Показатели безопасности. Экономические показатели.
2. По способу выражения Показатели, выраженные в натуральных единицах. Показатели, выраженные в обобщенных единицах.
3. По количеству харак­ теризуемых свойств Единичные показатели. Комплексные показатели (групповые, обобщенные, интегральные).
4. По применению для оценки Абсолютные, относительные и базовые значения показателей.
5. По стадии определения значений показателей Прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные показатели.
6. По размерности отра­ жаемых свойств Функциональные, долевые, балльные, интер­ вальные, приведенные показатели.
7. По значимости при оценке качества Основные и дополнительные показатели.
8. По характеру уста­ новления показателя Регламентированное значение показателя. Номи­ нальное значение показателя. Предельное значение показателя. Оптимальное значение показателя.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: