- массовая культура рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания. Массовая культура ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а поэтому способна выступать средством манипулирования сознанием потребителя;
- массовая культура может стать и становится инструментом внедрения в массовое сознание желательных для определенных социальных групп стереотипов поведения, может стимулировать у «массы» новые, неведомые ей ранее потребности, формировать определенные стандарты эстетического вкуса;
- истоки концепции массового общества и соответствующей ему массовой культуры следует искать в умонастроениях тех социальных классов, которые в результате качественного капитализма при переходе к массовому производству утратили свои сословные привилегии, а потому идеализировали патриархальный уклад жизни;
- наиболее ярким предшественником критиков массового общества и массовой культуры был Ф. Ницше, благодаря своей обостренной артистической чувствительности предвосхитившей будущую роль массы, которая преклоняется перед всем заурядным;
|
|
- подробный и блестящий по стилю анализ «массы», массовой психологии и массовой культуры дал известный испанский философ Х. Ортега и Гассет в книге «Восстание масс».
Основополагающие институты культуры:
- миф;
- религия;
- искусство;
- наука.
1. Миф – наиболее древняя система ценностей. В целом культура движется от мифа к логосу, т.е. от вымысла и условности к знанию и к закону;
- фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. В современной культуре миф создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею «героического»;
- миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, подчеркивать и даже выпячивать.
2. Религия - религия стала доминировать в культуре вслед за мифом.
Главное в религии - это вера в Бога, или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постижимо разумом рациональным путем;
- ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу;
- культура модифицирует становление религии, но утвердившись религия начинает изменять культуру, так, что развитие культуры идет под значительным влиянием религии
3. Искусство - искусство в истории культуры существовало и действовало параллельно с мифом и религией;
- искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Его задача сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира;
|
|
- искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи;
- роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно одновременно конструктивно и деконструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот;
- в целом искусство способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.
4. Наука – один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение этого института быстро растет, а современная культура испытывает глубокие изменения под влиянием науки;
- духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяются специально разработанными средствами и способами. Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и связывает их в целостное образование;
- творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты;
- культура всегда нравственно нагружена, она в этом смысле более органична сущности человека, а наука более отчуждена, более условна. В истории человечества наука действует как цивилизирующая сила, а культура – как одухотворяющая сила.
Глоссарий:
Культура обыденная – совокупность идей, принципов, процессов, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей.
Культура этническая – культура определенного этноса творческая форма его жизнедеятельности по воспроизведению и обновлению бытия.
Культурная картина мира – конкретно-историческая система миропредставлений и мироощущений, включающая совокупность как рационально-понятийных, так и чувственно-образных способов восприятия и постижения мира.
Культурные нормы – понятия, очерчивающие стандарты деятельности людей.
Культурные универсалии - понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых и больших, отличающихся по этническим характеристикам.
Типология культур – классификация, упорядочение всех явлений выявленных в истории культур по какому-либо критерию (основанию, признаку), присущему всем культурам.
Вопросы для контроля:
1. Назовите предмет изучения дисциплины «Культурология».
2. Назовите основные подходы к определению культуры.
3. Какие функции определяет культура?
4. Назовите виды и роды культуры.
5. Выскажите свое мнение: культурный человек - кто он?