Гуманистический подход

Роджерс Карл Рэнсом (1902-1987), американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии.

Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. Рассогласование между Я-концепцией и представлением об идеальном «Я», а также нарушение соответствия между непосредственным, реальным опытом и Я-концепцией (в частности, фрустрация, свойственная личности потребности в позитивном отношении к себе и самоуважении) вызывают попытки ограждения Я-концепции от угрозы дезорганизации путем ввода в действие механизмов психологической защиты, проявляющейся в виде либо перцептивного искажения (или селективности восприятия) опыта, либо его игнорирования, что, однако, не обеспечивает полной гармонизации личности, а в ряде случаев приводит к ее серьезной психической дезаптации. Важнейшая характеристика психологически зрелой, «полностью функционирующей» личности - ее открытость для опыта, соответствие которого Я-концепции обеспечивается гибкостью, непрерывным изменением, совершенствованием человеческого Я.

Маслоу Абрахам Харольд (1908–1970) – другой основатель гуманистической психологии. Он ввел понятия самоактуализации и личностного роста, которые являются одними из ключевых. Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

1) самоуважение и уважение к другим;

2) доброжелательность и терпимость;

3) интерес к окружающему миру;

4) стремление разобраться в себе и ряд других.

Ученый разделяет все потребности человека на классы. Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу:

1. Физиологические

2. Безопасность

3. Любовь/Принадлежность к чему-либо

4. Уважение

5. Познание

6. Эстетические

7. Самоактуализация

Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте). По мнению А.Маслоу иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.

& Маслоу, А. Мотивация и личность: [пер. с англ.] / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

_______________________________________________________

! Задание 6.4. Дайте определения понятиям:

а) по К.Роджерсу – «поле опыта», «самость», «конгруэнтность», «самоактуализация»;

б) по А.Маслоу: «пик-переживания», «трансцендирование самоактуализации», «метамотивация», любовь («дефициентная» и «бытийная»).

& Клонингер, С. Теории личности: Познание человека: Пер. с англ. / С. Клонингер. - 3 изд. - СПб.: Питер, 2003. – С. 507 – 589.

Психология личности: Хрестоматия: Учеб. пособие. Т.2 / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2002. - С. 351 – 415.

_______________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: