Межличностный конфликт

1. Рассмотрите приведенные выше ситуации. В каких сферах жизни протекают данные конфликты?

2. Интерпретируйте ситуации 1, 3, 5, 8, 10 как мотивационный, когнитивный, ролевой конфликт.

3. Какие причинные факторы могут присутствовать в данных ситуациях? Какие конфликтогены могут использоваться участниками?

4. Опишите структуру конфликта для данних ситуаций. Дайте характеристики субъектам конфликта.

5. Опишите динамику конфликта для данных ситуаций. Какие субъективные и объективные факторы подпитывают их? Оцените баланс сил. Что составляет силу каждого участника?

6. Придумайте примеры конфликтов, для которых характерна непрерывная или волнообразная, крутая или вялая эскалация.

7. Чем ситуация 10 отличается от конфликта между двумя подругами, одна из которых постоянно опаздывает, куда бы они не собрались вместе пойти?

8. Какие стратегии поведения избрали участники данных конфликтов? Возможны ли в данных обстоятельствах другие стратегии? Какие?

9. Проанализируйте собственное поведение. Воспользуйтесь тестом описания поведения Томаса, чтобы выявить наиболее типичный для Вас способ поведения в конфликте.

В каждом задании из двух предлагаемых утверждений выберите одно,
с которым Вы согласны в большей степени. Занесите их номера в регистрационный бланк.

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Зачем обсуждать то, вчем мы расходимся, я пытаюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого имоих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсьуспокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, явсе время стараюсь найти поддержкуу другого.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса,с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Первым делом я стараюсь ясно определить то, вчем состоят затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникновения разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсьдобиться своего.

б) Ястремлюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стараюсь определить то, вчем состоят затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стремлюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другим в чем-то остаться при своем мнении, если они тоже идут навстречу мне.

13.а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. а) Ясообщаю свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения,

б) Я стараюсь сделатьвсе необходимое, чтобыизбежать напряженности.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств друг друга.

б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществе моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

б) Я дам возможность другомуостаться в чем-то при своем мнении,если онтоже идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине, между моей позицией и точкой зрения другого человека.

б) Я отстаиваю свои желания.

23. а) Как правило, яозабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.а) Если позиция другого кажетсяему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. а) Я предлагало среднюю позицию.

б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своей.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда следует волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ к тесту Томаса

Номер вопроса Номер ответа
а б
  И П
  К Ст
  С П
  К П
  Ст И
  И С
  И К
  C Ст
  И С
  С К
  Ст И
  И К
  К С
  Ст С
  П И
  П С
  С И
  П К
  Ст И

Окончание

Номер вопроса Номер ответа
а б
  Ст К
  П Ст
  К С
  Ст И
  П К
  С П
  И Ст
  И П
  С Ст
  К И
  П Ст

И – избегание_______________________

С – соревнование____________________

Ст – сотрудничество_________________

П – приспособление__________________

К – компромисс_____________________

Подсчитайте, сколько раз встречается каждая буква, и впишите это число в нужную строчку. Описание стратегий поведения смотрите в главе 4. Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотта

При помощи таблицы постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликте за последние несколько лет. Сравните результат с результатом теста Томаса.

Стиль разрешения конфликта Использую чаще всего Владею лучше всего Приносит наилучшие результаты Чувствую себя при использовании наиболее комфортно
Настойчивость (Я активно отстаиваю собственную позицию)        
Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте)        
Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру)        
Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках)        
Сотрудничество (я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон)        

Какие советы по изменению поведения в конфликте вы бы себе дали?

10. Считаете ли вы кого-либо из участников ситуаций 1, 3, 5, 8, 10 конфликтными личностями? Если «да», то к какому типу Вы бы их отнесли? Как другому участнику конфликта нейтрализовать такого человека?

11. Считаете ли Вы себя конфликтной личностью?

Вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить степень вашей собственной конфликтности.

Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для само­оценки по 10-ти парам утверждений. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в Вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале. Оценка в 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда; 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.

1. Рветесь в спор   Уклоняетесь от спора
2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений   Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном
3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать   Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего
4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают ваших доводов   Сожалеете, если видите, что другие не принимают ваших доводов
5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента   Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствии оппонента
6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку   В напряженной обстановке чувствуете себя неловко
7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер   Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции
8. Не уступаете в спорах   Уступаете в спорах
9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта   Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта
10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя   Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины

Оценка результатов

На каждой строке соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра четыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.

Подсчитайте общее количество отмеченных Вами баллов. Сумма, равная 70-ти баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов – на высокую; 50 баллов – на выраженную конфликтность. Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.

12. Какие из приведенных десяти конфликтных ситуаций являются групповыми конфликтами? К какому типу они относятся (МГК, ВГК)?

13. Интерпретируйте данные конфликты как мотивационные, ситуационные, когнитивные.

14. Классифицируйте приведенные ниже конфликты.

Ситуация 11. В летнем кафе работают две смены персонала, которые меняются через два дня. Одна смена имеет постоянно хороший доход, у другой – постоянные недостачи. Менее успешная смена обвиняет более успешную в обмане.

Ситуация 12. В связи с растущим оборотом перед торговой компанией встала задача перехода на более совершенную компьютерную систему. Для выбора системы из тех, что предлагались рынком программных продуктов, была сформирована специальная группа. В нее входили представители отдела информатики, отвечающего за техническое обеспечение компьютерных технологий, и представители бухгалтерии, поскольку именно они должны были стать основными пользователями новой системы на первом этапе внедрения. В течение года после внедрения компанию лихорадило из-за конфликтов между бухгалтерией и отделом информатики, которые постоянно жаловались друг на друга. Работники бухгалтерии обвиняли отдел информатики в том, что его сотрудники не желают решать задачи, которые ставит бухгалтерия и которые необходимы для работы компании, что его сотрудники заняты никому не нужными играми в компьютеризацию и работают на удовлетворение собственного любопытства. Специалисты по компьютерам обвинили бухгалтеров в том, что те ленивы и не любопытны, не желают разобраться в возможностях новой системы и саботируют ее внедрение, неграмотно ставят задачи, дают нереальные сроки для выполнения и имеют крайне невысокие умственные способности.

Впоследствии выяснилось, что установлена была не та система, которая рекомендована рабочей группой.

Ситуация 13. Отдел маркетинга фирмы-импортера алкогольной продукции провел исследование вкусов покупателей и сформировал прогноз по объемам сбыта и предложения по плану закупок. Отдел закупок обвинил маркетологов в некомпетентности и отказался принимать в расчет их предложения. У отдела закупок существовали надежные связи с поставщиками,
а новые предложения требовали перераспределения объемов закупок, поиска новых поставщиков. Они выдвинули встречное предложение: чтобы отдел маркетинга не шел на поводу у стихийно складывающегося спроса, а больше внимания уделял его формированию, продвигая те марки, которые поставляет отдел закупок. Дело дошло до обвинения в сознательном злом умысле.

15. Определите источник и причины данных конфликтов.

16. Как Вы думаете, должно ли руководство вмешаться в эти конфликты? Почему? Если «да», то каким именно образом?

17. Можно ли избежать подобных конфликтов? Каким образом?

18. Какие из приведенных ниже утверждений являются верными?

А. Результатом разрешения конфликта является безоговорочная победа одной из конфликтующих сторон.

Б. Конфликтное взаимодействие представляет собой борьбу, в которой действия одной из сторон встречают противодействия другой.

В. Сотрудничество – единственно правильная стратегия поведения в конфликте.

Г. Конфликт человека-актуализатора чаще всего имеет конструктивный характер, человека- манипулятора – деструктивный.

Д. Гендерные различия – это лишь стереотипы, и их нельзя рассматривать в качестве серьезной причины конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: