Таблица №1
Характер | Форма проявления |
Прямое негативное отношение | Приказание; угроза; замечание; критика; обвинение; насмешка; издевка; сарказм |
Снисходительное отношение | Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание |
Хвастовство | Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах |
Менторское отношение | Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своей точки зрения, назойливые советы, напоминание о неприятном, нравоучения и поучения |
Нечестность и неискренность | Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека |
Нарушения этики | Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т.п.), перебивание собеседника, перекладывание ответственности на другого человека |
Регрессивное поведение | Наивные вопросы, ссылки на других при получении справедливого замечания, пререкания |
Схематично первую формулу конфликта можно выразить следующим образом:
|
|
КФ = КФГ, < КФГ2 < КФГ3 <...,
где КФГ, — первый конфликтоген; КФГ2 — второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 — третий конфликтоген, ответный на второй, и т.д.
При этом важно иметь в виду, что КФГ2 больше КФГЬ КФГ3 больше КФГ2 и т.д., т.е. каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает.
Конфликты, выражающиеся первой формулой, условно можно называть конфликтами типа А. Важно отметить, что, по наблюдениям специалистов, около 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников по приведенной выше формуле.
Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И):
КФ = КС + И.
Причиной данного типа конфликтов является инцидент, появившийся на фоне потенциальной конфликтной ситуации. Формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно можно назвать конфликтами типа Б: устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент.
Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС):
КФ = КС; + КС2 +... + КС„, при этом п = > 2.
Словами эту формулу можно выразить так: сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
Конфликты, выражающиеся третьей формулой, условно можно назвать конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.
Практическое значение формул конфликтов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить анализ многих конфликтов и находить пути их разрешения. При этом следует помнить, что представленные формулы не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов. Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами.
|
|
2.2. Социальные коммуникация и конфликты
Большинство конфликтов возникает вследствие нарушения процесса коммуникации, когда вступают в противоречие модели построения интерперсональных отношений субъектов конфликта.
Понятие интерперсональных отношений описывает широкий диапазон форм человеческого взаимодействия, отличающихся содержанием, направленностью, интенсивностью, глубиной контактов и т.д. М.Дейч выделяет следующие фундаментальные измерения (параметры) интерперсональных отношений.
1. Кооперация —конкуренция. Такие отношения, как «близкие друзья» или «коллеги», относятся к кооперативному полюсу измерения, а такие, как «политические оппоненты», «личные враги» или «разводящаяся пара», — к конкурентному.
2. Распределение власти (равное или неравное). Также обозначается как «доминантность—подчиненность», «автономия — контроль» и т.д. «Бизнес-партнеры», «близкие друзья» или «бизнес- соперники» находятся на одном полюсе, а составляющие таких дуальных пар, как «хозяин —слуга», «родитель—ребенок», «учитель—ученик», — на разных.
3. Ориентация на задачу — социально-эмоциональная ориентация. Близкие друзья, муж и жена — социально ориентированы, интервьюер и поступающий на работу, бизнес-соперники ориентированы на задачу.
4. Формальный характер отношений — неформальный характер отношений. М.Дейч отмечает, что в неформальных отношениях определение действий, времени и перемещений остается за их участниками, тогда как в формально регулируемых отношениях взаимодействие участников детерминируется главным образом социальными нормами и правилами. Отношения внутри организации имеют тенденцию быть более формальными, а в клубе — неформальными; отношения между равными чаще имеют неформальный характер, чем отношения между неравными.
5. Интенсивность и значимость. Этот параметр отражает глубинный или поверхностный характер отношений и связан со степенью взаимозависимости их участников. Отношения в парах «продавец —покупатель» имеют поверхностный характер, в парах «ребенок —родитель» и «психотерапевт—пациент» — интенсивный.
Соответственно этим измерениям М.Дейч выделяет шестнадцать типов социальных отношений. Восемь из них характеризуют конкурентное взаимодействие, в рамках которого могут складываться весьма разнообразные отношения: «личные враги» и «разводящаяся супружеская пара», «противники в игре» и «соперники в бизнесе», «хулиган—его жертва», «квалифицированный сотрудник/руководитель—начинающий работник», «представители власти—мятежники», «охранники—заключенные». Взаимодействие сторон может принимать разные формы. М.Дейч обозначает конкурентные отношения равных участников, находящихся в неформальных отношениях, с социально-эмоциональной ориентацией как антагонистические, неравных — как садомазохистские.
Конкурентные неформальные отношения равных участников с социально-эмоциональной ориентацией обозначаются как соперничество, аналогичные отношения неравных участников — как доминирование. Те же отношения равных участников с ориентацией на задачу М.Дейч называет конкуренцией, неравных — борьбой за власть.
Наконец, конкурентные формальные отношения равных участников с той же ориентацией на задачу определяются как регулируемая конкуренция, отношения неравных участников — как регулируемая борьба за власть. То, что М.Дейч не использует термин «конфликт», вовсе не означает, что для него эти отношения не являются конфликтными. Для многих рассуждений М.Дейча характерно фактическое отождествление конфликта с конкуренцией. Большинство его работ посвящено сравнению типов взаимодействия, развивающихся в рамках кооперативного или конкурентного контекста, межгрупповых и внутригрупповых отношений.
|
|
Первые теоретические описания и экспериментальные исследования, непосредственно посвященные коммуникации в конфликтной ситуации, были выполнены К.Левиным. К межличностным конфликтам автор относит случай, который он обозначает как «конфликт между собственными и вынуждающими силами», т.е. противоречие между собственными потребностями человека и внешней объективной вынуждающей силой.
Теоретический анализ супружеского конфликта был предпринят К.Левиным в 1940 г. Семья как малая группа, по мнению исследователя, отличается специфическими свойствами, небольшим размером, связью с витальными проблемами, общим физическим и социальным существованием. На основании проведенных экспериментальных исследований К.Левин пришел к выводу, что наиболее важным фактором частоты возникновения конфликтов является общий уровень напряжения человека или группы.
Общий вопрос адаптации индивида к группе, в том числе и семейной, по К.Левину, может быть сформулирован следующим образом: «Как может индивид найти достаточное пространство свободного движения для удовлетворения своих собственных персональных нужд внутри группы, не затрагивая интересов группы?»
Эта проблема особенно трудно решается в супружеской группе, так как специфические свойства семьи делают обеспечение адекватного приватного пространства достаточно сложной задачей.
Прежде всего природа потребностей, удовлетворяемых в браке, весьма разнообразна. Супруги имеют по отношению друг к другу целый комплекс ожиданий, связанных с их ролями, как то: «возлюбленный», «товарищ», «поддерживающий», «защищающий», «распоряжающийся доходами» и т.д. Кроме того, конфликты становятся более серьезными, если затрагивают наиболее значимые потребности индивида. Брак же очевидным образом связан с витальными потребностями людей.
|
|
Неудовлетворенность потребностей создает напряжение. Условием удовлетворения индивидуальных потребностей является достаточное пространство свободного движения. К.Левин в качестве примера описывает жизненное пространство мужа (пространство профессиональной и социальной жизни, дома, детей и т.д.), показывая, что фактически свободными для него остаются только зоны «жизнь в офисе» и «игра в гольф».
В.П.Левкович и О.Э.Зуськова делят все семьи на три группы с точки зрения уровня конфликтности: стабильные, т.е. справляющиеся с семейными конфликтами; проблемные, частично справляющиеся с конфликтами; нестабильные, не преодолевающие конфликт. Авторы считают, что основой семейных конфликтов является рассогласование представлений супругов относительно потребностей друг друга, представлений и ожиданий одного по отношению к другому.
С точки зрения конфликтогенности выделяют несколько основных сфер жизнедеятельности семьи. По результатам исследований на первом месте находится то, что называют «культурой общения» — соблюдение или несоблюдение супругами норм повседневной жизни. На втором месте — недостаточное удовлетворение в семейном взаимодействии супругов потребности в защите Я-концепции, которая поддерживается удовлетворением потребностей в любви, ощущении своей значимости, чувстве собственного достоинства. Наконец, на третьем месте находятся две основные сферы взаимодействия: ролевая, связанная с удовлетворением ролевых потребностей супругов в соответствии с позициями матери и отца, мужа и жены, хозяина и хозяйки, а также та часть жизни супругов, которая связана со взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера.
Оказалось, что для разных типов семей характерны различные типы конфликтов. В группе стабильных супружеских пар конфликты возникают по преимуществу в ролевой сфере в силу неоднозначного представления о семейных ролях, однако решаются они, как правило, конструктивно благодаря общему позитивному фону межличностных отношений.
Конфликты в нестабильных семьях связаны главным образом с неудовлетворенностью потребности в защите Я-концепции, а также с нарушением норм повседневной жизни. Проблемные пары занимают промежуточное положение.
Т.М.Мишина предлагает различать три основных типа нарушений взаимодействия в супружеских парах, вследствие которых в семье начинают доминировать отношения соперничества, псевдосотрудничества и изоляции.
В семьях, где преобладающим типом взаимодействия является соперничество, отношения в целом имеют противоречивый, дружелюбно-враждебный характер; между супругами постоянно происходят открытые столкновения, ссоры, возникают взаимные упреки, агрессивные проявления. Семейные роли партнеров определены нечетко, в результате чего ни один из них не способен принимать на себя ответственность за супружескую пару как целое. В сферах заботы и опеки, главенствования и эмоционального принятия возникают противоречия, выливающиеся в конфликты.
В ситуации псевдосотрудничества отношения внешне выглядят ровными, с элементами преувеличенной заботы о партнере. Поводы к возникновению конфликтов лежат во вне семейной сфере и связаны с индивидуальными трудностями или проблемами, возникающими у супругов.
В случае изоляции отношения в семье обычно не имеют явного конфликтного характера. При внешней согласованности действий супруги эмоционально обособлены друг от друга, не заинтересованы друг в друге, брак поддерживается какими-то иными выгодами общего существования. Конфликты возникают, если «границы изоляции» нарушаются либо в сторону сближения, либо в сторону еще большей разобщенности.
Другая область семейного взаимодействия — это отношения родителей и детей. Она является примером такого типа взаимодействия, которое в силу развития ребенка, постепенного обретения им самостоятельности и взросления закономерно приводит к возникновению противоречий и их яркому выражению, особенно в подростковом возрасте.
Л.Б.Филонов считает, что подросткам свойственно своеобразное поведение, ориентированное на «поиск пределов допустимого». Оно выражается в провоцировании, почти сознательном обострении отношений, цель которого состоит в своеобразном выведывании реакции других людей на конкретные акты поведения. Подросток стремится соотнести ситуации общения с лицами, которые ему представляются «противодействующими», и свое собственное поведение. В принципе он ищет типы возражений, виды оценок, способы спора и т.д. По сути, идет необходимый для нормального развития процесс овладения разнообразными формами социального взаимодействия.
Явление провоцирования в общении детей со взрослыми может иметь и другой смысл. По мнению западных исследователей, ребенок может «доставать» взрослого, пока тот не прореагирует определенным образом, например у него не случится агрессивный эмоциональный срыв. Это освобождает ребенка от страха проявления собственных разрушительных чувств и действий.
Трудности перехода к новым формам отношений переживают обе стороны — как дети, так и взрослые. Часто взрослые не готовы к расширению прав подростка в силу сохранения инерции «опекающих» отношений, а также в связи с сохраняющейся зависимостью детей от родителей и их реальной неспособностью к самостоятельным действиям и решениям. Сдерживание темпов социального развития приводит к углублению разрыва между поколениями, что в условиях нестабильности и резких социальных изменений делает «отцов и детей» представителями не только разных культур, но и разных «миров». Реализация родительской позиции в этих условиях затруднена и наталкивается на прямое сопротивление детей.
Опыт изучения проблемы вовлечения детей в религиозные организации и психологической работы, с ней связанной, выявил основные типы семейных ситуаций, порождающих у детей острую неудовлетворенность своим существованием. Возникает она, как правило, у детей, воспитывающихся в так называемых авторитарных семьях, лишающих ребенка необходимой меры самостоятельности, а также в семьях с манипулятивным характером обращения родителей с ребенком, когда желательное родителями поведение одобряется и поощряется, а нежелательное подавляется. Результат этого — стремление ребенка убежать из «домашнего плена».
Обычно конфликты в семье, возникающие на религиозной почве, в глубине своей скрывают межличностные конфликты, уже давно существующие и ожидающие своего разрешения. То же самое можно сказать и о других вариантах «ухода из семьи», вплоть до уличного беспризорничества, которое в условиях ослабления социального контроля распространяется довольно широко и является показателем семейного неблагополучия, и в частности неэффективной реализации взрослыми родительских функций.
2.3. Личностные причины конфликтов
Личностные причины конфликтов являются наиболее сложными. Чаще всего субъекты конфликта не осознают их влияния, относя к причинам конфликта только предметные противоречия. Самые многочисленные конфликты в основном вообще беспредметны. Они выступают как вещи в себе, являются не средствами достижения цели, а самоцелями, заключающимися в выпуске на волю эмоций. Различия в происхождении, воспитании, образовании, опыте, представлениях и ценностях, манере поведения воздвигают порой непреодолимые преграды к взаимопониманию, выступая как конфликтогены (см. табл. 1).
«Бунтарское» поведение подростков, соответственно окрашивающее их отношения с родителями, само по себе может стать причиной осложнений и конфликтов в семье. Основной проблемой взаимоотношений подростков и их родителей являются трудности передачи культурных норм и представлений от одного поколения к другому.
В качестве личностных причин конфликтов могут выступать ущемление потребностей одного из участников конфликта, противоречия в интересах, несоответствие ценностных установок, нарушение в системе отношений, а также различие во мнениях.
Потребность — состояние субъекта конфликта, связанное с испытываемой им нуждой в объекте конфликта и выступающее источником его активности. Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности субъектов конфликта.
Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Мотивы становятся формой проявления потребности.
Мотивы конфликта — истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту. Если при удовлетворении потребностей деятельность человека, по сути, зависима от предметного содержания потребности, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов разнообразнее и подвижнее, чем потребности, составляющие ее суть.
Конфликтогенность потребностей зависит от их места в иерархии. А. Маслоу предположил, что все потребности человека организованы в иерархическую систему согласно степени их доминирования. Он расположил потребности в следующем порядке:
- физиологические потребности;
- потребности в безопасности и защите;
- потребности в принадлежности и любви;
- потребности в самоуважении;
- потребности в самоактуализации, или потребности в личностном развитии.
В основе этой системы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек сможет осознать наличие и мотивированность потребностей, расположенных вверху.
Удовлетворение потребностей делает возможным осознание потребностей, расположенных выше верхнего уровня, и их участие в мотивации.
Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности в безопасности; физиологические потребности и потребности в безопасности и защите должны быть удовлетворены до некоторой степени, прежде чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности в принадлежности и любви. Чем больше уровней потребностей удовлетворено, тем менее конфлик- тогенно общение с данным субъектом.
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей А. Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и индивид одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей.
Индивиды не просто удовлетворяют одну потребность за другой. Они одновременно и частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их.
Следует также отметить, неважно, насколько высоко продвинулся индивид в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной степени удовлетворены.
Потребности и мотивы лежат в основе формирования интересов субъектов конфликта. В общем понимании интерес — это форма проявления потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности, это то, что побуждает участника конфликта занять свою позицию.
Интересы способствуют ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интересы обнаруживаются в эмоциональном тоне, во внимании к объекту конфликта. Удовлетворение интереса не всегда ведет к его угасанию, оно может вызывать новые интересы. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении действий, которые сами по себе интереса не вызывают, но выполнение которых является условием реализации интересующей оппонентов деятельности.
Социальный интерес выступает основой интеграции общества. Он характеризуется готовностью к вкладу в общее благосостояние, готовностью проявлять доверие, заботу, сострадание, готовностью к ответственному выбору, творчеству, близости, сотрудничеству и включенности. В рамках общественных отношений социальные интересы выражают взаимную зависимость людей в первую очередь в сфере материального производства, обмена, распределения и потребления. Формирование социального интереса — одна из основных задач профессиональной деятельности социальных служб.
Одновременно с разделением труда появляются противоречия между интересами индивидов и общим интересом. Подобная противоречивость выступает в виде «тождества противоположностей», раскрывая взаимосвязь интересов как единство многообразного. Поскольку ни общий интерес не в состоянии включить в себя все богатство индивидуальных интересов, ни отдельный интерес отразить в себе полноту общего интереса, появляется объективная необходимость в нахождении со стороны управленческих структур разумного и приемлемого для различных социальных сил компромисса.
Интерес вызывают объекты, обладающие определенной ценностью для субъектов конфликта.
Понятие ценность используется для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе идеалы и выступающих благодаря этому эталоном должного; реальной, практической значимости явлений материального и духовного мира. Личностные ценности являются одним из источников мотивации поведения субъектов конфликта.
Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность. Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. В частности, одним из основных показателей сплоченности группы является ценностно-ориентационное единство.
Высокой конфликтогенностью обладают форма и качество отношений между потенциальными субъектами конфликта.
Конфликтные отношения — это взаимосвязи между субъектами конфликта, возникающие в процессе взаимодействия. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений индивидов однозначно формирует соответствующую систему внутренних отношений личности. Существует определенный тип людей, вносящих раздор в отношения вследствие присущего им конфликтного поведения.
Конфликтное поведение — совокупность поступков и действий, осуществляемых субъектом конфликта с целью реализации его намерений в конфликтной ситуации. На основе типологии акцентуаций характера К.Леонгарда можно выделить пять типов конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный и «бесконфликтный».
Личность демонстративного типа хочет быть всегда в центре внимания, стремится хорошо выглядеть в глазах других. Отношение индивида этого типа к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, в которых он любуется своими страданиями и стойкостью.
Индивид ригидного типа подозрителен, обладает завышенной самооценкой. Он постоянно требует подтверждения собственной значимости. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Личность неуправляемого типа импульсивна и недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Часто в запале он не обращает внимания на общепринятые нормы поведения.
Личность сверхточного типа предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью. Такой человек иногда может вдруг разорвать отношения с друзьями, знакомыми, потому что ему кажется, что его обидели.
Личность бесконфликтного типа обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречива, излишне стремится к компромиссу.
Разногласия во мнениях также являются конфликтогенным фактором.
Мнение — это состояние сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) субъекта конфликта к событиям и фактам действительности, к деятельности оппонентов. В своих взаимоотношениях с миром личность проявляет себя как активная система. Она не только отвечает на внешние воздействия, но и сама активно и целенаправленно воздействует на окружающее.
Движущие силы развития личности, лежащие в основе ее активности, связаны с двумя тенденциями: стремлением человека к избавлению от напряжения, достижению равновесия со средой (редукция напряжения) и стремлением к созданию напряжения. Диалектика этих двух тенденций личности является основным источником активности человека. Нарушение определенного баланса тенденций часто свидетельствует о психологических проблемах личности или начале социальной дезадаптации.
В целом внутренние противоречия личности рассматриваются как один из основных побудителей саморазвития.
Человек как индивид, личность и субъект деятельности выступает в качестве целостной, интегрированной, активной и амбивалентной системы, способной к саморазвитию.
Амбивалентность личности представляет собой взаимное дополнение и взаимную компенсацию разнонаправленных личностных тенденций, качеств, особенностей, проявлений в деятельности и поведении. Амбивалентные тенденции (подсистемы, особенности, черты), присущие человеку, взаимодействуют различными способами. К. Г. Юнг выделил три доминирующих способа такого взаимодействия: компенсацию, противостояние и объединение.
Первый способ взаимодействия — компенсация. Одна подсистема может компенсировать слабость другой. Отношения компенсации возможны и между функциями (в том числе социальными). К. Г. Юнг иллюстрирует компенсацию, раскрывая суть противоположно направленных экстраверсии и интроверсии. Если, например, доминирующей сознательной установкой является экстраверсия, то на бессознательном уровне она будет компенсироваться через развитие вытесненной интровертированной установки, т.е. при фрустрации экстравертированной установки интровертированная установка начинает доминировать. Поэтому периоды активного экстравертированного поведения сменяются периодами интровертированного поведения и такая смена является вполне естественной. Более того, абсолютно экстравертированное или абсолютно интровертированное поведение в принципе невозможно у здоровой, полноценно функционирующей личности. Компенсация как способ взаимодействия подсистем личности обеспечивает своеобразный баланс между противоположными элементами.
Вторым способом взаимодействия разнонаправленных подсистем является противостояние. Противостояние проявляется в том, что подсистемы или тенденции вступают в конфликт, за счет которого создается напряжение, порождающее энергию. Многие исследователи исходили из того, что оппозиции возникают в человеке повсеместно: между интеллектом, волей и эмоциями (А. Ф.Лазурский); между интериоризацией и экстериоризацией (Б. Г.Ананьев); в проявлении каждой личностной черты (Г. Кеттел) и т.д. Напряжение, возникающее внутри системы, точнее его специфика, определяет сущность самой личности на данном этапе функционирования.
Третий способ взаимодействия — объединение. Полярные феномены не только противостоят друг другу или существуют на основе взаимокомпенсации, но и притягиваются и стремятся друг к другу. Их объединяет то, по поводу чего они возникли. Объединение противоположных подсистем не есть просто их сумма. Это единство достигается за счет трансцендентной функции, проявление которой завершается синтезом противоположных систем с порождением нового качества или характеристики (например, появление нового смысла деятельности или существования).
Смысловой контекст редуцирует многие виды напряжений внутри личности. Напряжения могут редуцироваться посредством субординационного или координационного принципа построения структуры личности (по Б.Г.Ананьеву). При реализации субординационного принципа более сложные и общие подсистемы личности подчиняют себе более простые. Координационный принцип реализуется во взаимодействии амбивалентных подсистем на нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, в которых он любуется своими страданиями и стойкостью.
Индивид ригидного типа подозрителен, обладает завышенной самооценкой. Он постоянно требует подтверждения собственной значимости. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Личность неуправляемого типа импульсивна и недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Часто в запале он не обращает внимания на общепринятые нормы поведения.
Личность сверхтонного типа предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью. Такой человек иногда может вдруг разорвать отношения с друзьями, знакомыми, потому что ему кажется, что его обидели.
Личность бесконфликтного типа обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречива, излишне стремится к компромиссу.
Разногласия во мнениях также являются конфликтогенным фактором.
Мнение — это состояние сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) субъекта конфликта к событиям и фактам действительности, к деятельности оппонентов. В своих взаимоотношениях с миром личность проявляет себя как активная система. Она не только отвечает на внешние воздействия, но и сама активно и целенаправленно воздействует на окружающее.
Движущие силы развития личности, лежащие в основе ее активности, связаны с двумя тенденциями: стремлением человека к избавлению от напряжения, достижению равновесия со средой (редукция напряжения) и стремлением к созданию напряжения. Диалектика этих двух тенденций личности является основным источником активности человека. Нарушение определенного баланса тенденций часто свидетельствует о психологических проблемах личности или начале социальной дезадаптации.
В целом внутренние противоречия личности рассматриваются как один из основных побудителей саморазвития.
Человек как индивид, личность и субъект деятельности выступает в качестве целостной, интегрированной, активной и амбивалентной системы, способной к саморазвитию.
Амбивалентность личности представляет собой взаимное дополнение и взаимную компенсацию разнонаправленных личностных тенденций, качеств, особенностей, проявлений в деятельности и поведении. Амбивалентные тенденции (подсистемы, особенности, черты), присущие человеку, взаимодействуют различными способами. К. Г. Юнг выделил три доминирующих способа такого взаимодействия: компенсацию, противостояние и объединение.
Первый способ взаимодействия — компенсация. Одна подсистема может компенсировать слабость другой. Отношения компенсации возможны и между функциями (в том числе социальными). К. Г. Юнг иллюстрирует компенсацию, раскрывая суть противоположно направленных экстраверсии и интроверсии. Если, например, доминирующей сознательной установкой является экстраверсия, то на бессознательном уровне она будет компенсироваться через развитие вытесненной интровертированной установки, т.е. при фрустрации экстравертированной установки интро- вертированная установка начинает доминировать. Поэтому периоды активного экстравертированного поведения сменяются периодами интровертированного поведения и такая смена является вполне естественной. Более того, абсолютно экстравертированное или абсолютно интровертированное поведение в принципе невозможно у здоровой, полноценно функционирующей личности. Компенсация как способ взаимодействия подсистем личности обеспечивает своеобразный баланс между противоположными элементами.
Вторым способом взаимодействия разнонаправленных подсистем является противостояние. Противостояние проявляется в том, что подсистемы или тенденции вступают в конфликт, за счет которого создается напряжение, порождающее энергию. Многие исследователи исходили из того, что оппозиции возникают в человеке повсеместно: между интеллектом, волей и эмоциями (А.Ф.Лазурский); между интериоризацией и экстериоризацией (Б. Г.Ананьев); в проявлении каждой личностной черты (Г. Кеттел) и т.д. Напряжение, возникающее внутри системы, точнее его специфика, определяет сущность самой личности на данном этапе функционирования.
Третий способ взаимодействия — объединение. Полярные феномены не только противостоят друг другу или существуют на основе взаимокомпенсации, но и притягиваются и стремятся друг к другу. Их объединяет то, по поводу чего они возникли. Объединение противоположных подсистем не есть просто их сумма. Это единство достигается за счет трансцендентной функции, проявление которой завершается синтезом противоположных систем с порождением нового качества или характеристики (например, появление нового смысла деятельности или существования).
Смысловой контекст редуцирует многие виды напряжений внутри личности. Напряжения могут редуцироваться посредством субординационного или координационного принципа построения структуры личности (по Б.Г.Ананьеву). При реализации субординационного принципа более сложные и общие подсистемы личности подчиняют себе более простые. Координационный принцип реализуется во взаимодействии амбивалентных подсистем на паритетных началах, допуская относительную автономию каждого из них. В. Франкл отмечал, что в жестких условиях концентрационного лагеря заключенные выживали благодаря именно духовной активности, в то время как люди, утратившие смысл, даже при наличии физического здоровья, очень быстро погибали. Выживали те заключенные, у которых сложное редуцирование значительно преобладало над простым редуцированием.
Даже если личность не в состоянии изменить обстоятельства своей жизни, она может изменить свое отношение к ним.
2.4. Культурные и возрастные факторы конфликта
Взаимодействие в конфликтах имеет культурные основы. Когда человек определяет ситуацию как конфликтную, он начинает вести себя в соответствии с этим определением по законам конфликта, имеющим определенный культурный контекст. Не только исторический, но и современный материал позволяет говорить о влиянии на практику разрешения конфликтов культурных факторов. Так, исследования семейных конфликтов, проведенные в Японии, Индии и США, выявили культурные различия в их протекании и разрешении. Конфликтные явления занимают определенное место в культурном пространстве. М. Мид говорит о необходимости различать следующие три типа культур: сотрудничающие, соперничающие и индивидуалистические. В своих рассуждениях он основывается на коллективном труде американских авторов, описавших тринадцать различных культур с точки зрения преобладания в них принципа сотрудничества или принципа соперничества. По мнению М.Мида, нет связи между преобладанием принципа сотрудничества или принципа соперничества, с одной стороны, и способом добывания средств существования (охота, земледелие, скотоводство) — с другой; также не играет роли благосостояние группы и уровень технологического развития.
Исключив влияние ряда факторов, М. Мид находит некоторые детерминанты в социальной структуре племени. Культура сотрудничества свойственна замкнутым группам, в рамках которых человек обладает определенной позицией и гарантированной безопасностью, а его положение не зависит от инициативы и личных притязаний. В других же типах культур человек не чувствует себя в безопасности, пока не убедится в своем несомненном превосходстве.
Например, в эпоху феодализма повсюду возникали отдельные, ограниченные конфликты, в основе которых невозможно обнаружить никакого экономического мотива, кроме того, что одни завидовали богатству других. Ничуть не меньше богатства зависть порождала слава. Фамильная гордость, жажда мести, преданность идее — вот каковы были главные побуждения. При этом некоторые виды конфликтов приобретали ритуальный характер, например скандалы из-за обладания реликвиями после всякого рода торжественных церемоний.
Сам процесс возникновения и развития конфликтов нормативно определен французским социальным антропологом П.Бурдье, изучавшим жизнь берберского народа кибилов. Он писал, что конфликты у кибилов в значительной степени регулировались сложной системой вызовов, оскорблений и надругательств. При этом, по мнению П.Бурдье, подобные действия следует интерпретировать не как пустые ритуалы или как способ решения конфликтов, а как сигналы и символы, которые подтверждают и выстраивают порядок определенных социальных отношений.
Анализируя обычай кровной мести как традиционный механизм разрешения острых конфликтных ситуаций у северокавказских народов, Г. У. Солдатова указывает, что его важнейшей стороной всегда являлся комплекс обычаев примирения противников. На основе этого комплекса выполнялась важнейшая функция этого обычая — примиренческая, предполагающая не насилие, а договоренность конфликтующих сторон.
Многочисленные данные свидетельствуют о влиянии возраста и пола на характер конфликтов. Можно говорить о наличии разных возрастных проблем и, соответственно, о структуре потенциальных конфликтных ситуаций, связанных с возрастом.
Известно, что в общем жизненном цикле личности выделяются отдельные возрастные стадии, смена которых — переходные периоды — может проходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности.
Возрастные периоды помимо особенностей психического и личностного развития различаются и по характеру проблем, встающих перед индивидом, по тому, какие типичные трудности, критические ситуации или кризисы переживает человек в том или ином возрасте.
Конфликты, свойственные раннему детству, были предметом наиболее пристального внимания в психоаналитической традиции: описывая конфликтную природу человека, психоаналитики придавали проблемам детства особое значение. К. Г. Юнг говорил о множестве возможных подходов к этой проблеме. В их числе фрейдовская психология с ее принципом удовольствия, адлеров- ская психология (с позиции принципа власти).
Сам К. Г. Юнг считает свой подход психобиологическим, основывающимся на развитии у ребенка сексуального интереса, а также на значении мышления и понимания в решении душевных конфликтов.
Например, когда ребенок проявляет интерес к проблеме смерти и тому, что происходит с человеком после нее, переживает рождение брата или сестры, страх смерти матери или отца, обдумывает и обсуждает происхождение детей, отношения родителей, он, по К. Г. Юнгу, фактически пытается создать собственную концепцию жизни, ищет ответы на появляющиеся у нее вопросы и старается как-то разрешить возникающие при этом противоречия.
Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят появление конфликтов к возрасту одного-двух лет. Японские воспитатели, например, предлагают начинать работу по обучению эффективному поведению в конфликтах именно с этого возраста.
Эмпирические данные, полученные Д. Б.Элькониным, подтверждают следующую динамику: у дошкольников конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего школьного возраста — из-за ролей, а в подростковом возрасте — из-за правил игры.
Таким образом, причины возникающих между детьми столкновений отражают их возрастное развитие: от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры.
Предметом особого внимания психологов является также подростковый возраст, в котором конфликты приобретают особое значение. К.Левин считал подростка маргинальным человеком, находящимся между двумя группами, вышедшим из мира детства и не пришедшим в мир взрослых. Именно это главное противоречие подросткового периода и приводит к типичным трудностям, переживаемым в это время, и прежде всего к проблемам в отношениях со взрослыми, неадекватным поступкам, вплоть до деви- антного поведения, направленного на подтверждение своей взрослости. Причем, по К.Левину, эти конфликты и их протекание зависят от того, насколько резкими являются границы между миром взрослых и миром детей.
К кризисам зрелого возраста относятся: кризис восемнадцати лет (отдаление от дома), кризис двадцати лет (поиск своего места в жизни), кризис тридцати (осмысление сделанного и новые искания), кризис середины жизни между тридцатью пятью и сорока пятью годами (постепенно начинают уходить молодость и физические силы, меняются привычные роли) и, наконец, кризис старшего возраста (человека ожидают удовлетворенность прожитой жизнью или новые кризисы).
Эмпирические доказательства возрастной предрасположенности человека к проблемное™ тех или иных аспектов своего взаимодействия с окружающими часто приводятся в социально-психологических исследованиях отношений в группах или организациях.
Например, в результате исследования Н.В.Гришиной в производственных коллективах были выявлены различия в оценках частоты конфликтов, возникающих между работниками разных возрастов: на общем фоне явно выделялась самая молодая группа работников. Возникновение конфликтов у представителей этой группы было связано с проблемой их адаптации к производству и социальной ситуации в коллективе.
В результате этого исследования были получены данные о влиянии такого фактора, как пол, на предрасположенность к оценке тех или иных аспектов своего взаимодействия с другими людьми как конфликтных.
Женщины в производственных коллективах склонны считать свои отношения с коллегами более конфликтными в тех аспектах, которые прямо касались их личных потребностей (зарплата, распределение премий, время отпусков, сменность работы и т.д.), тогда как мужчины отмечали повышенную конфликтогенность организационных проблем (распределение обязанностей, производственные трудности и др.).
Частоту конфликтов с руководителем мужчины оценивали как более высокую, связывая причины возможных конфликтов с нарушением должностных инструкций (например, с необходимостью выполнения функций, не входящих в прямые обязанности), производственными трудностями, условиями труда и перспективами роста.
Вопросы и задания для самоконтроля и повторения
1. Какие функции в жизни человека выполняет конфликт?
2. Опишите процесс формирования социальной напряженности (по П. И. Куконкову и другим отечественным ученым).
3. Каковы позитивные и негативные функции социального конфликта?
4. Каковы конфликтогенные факторы и их влияние на развитие социальных конфликтов?
5. Опишите социальные коммуникации и их значение для формирования и развития социальных конфликтов.
6. Раскройте содержание личностных причин, влияющих на формирование и развитие конфликтов.
РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРА И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА
Глава 3 СТРУКТУРА КОНФЛИКТА
Сопоставление и обобщение различных конфликтологических концепций, предложенных зарубежными и отечественными учеными, показывают, что к основным структурным составляющим любого социального конфликта, как правило, относят субъектов конфликта, отношения между ними, а также тот предмет (или спорный вопрос, проблему), который является его поводом (рис. 1).
Структурные характеристики отражают компоненты, без которых существование конфликта невозможно: изъятие любого такого элемента из пространства конфликта либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер.
Под структурой конфликта понимается совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной
Рис 1. Структура конфликта
жизни, без которых он не может существовать. Структура конфликта — это динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.
Каждый конфликт имеет объективное содержание и субъективное значение.
Объективное содержание конфликта включает:
- субъекты конфликта;
- предмет конфликта;
- объект конфликта;
- источник конфликта.
К субъективным составляющим конфликта относятся:
- мотивы сторон;
- конфликтное поведение;
- образы предмета конфликта.
Существуют и другие подходы к анализу структурных компонентов конфликта. Например, Л.А.Петровская предлагает включать в понятийную схему психологического анализа конфликта стороны конфликта, условия его протекания, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. Н. В.Гришина к структурным компонентам конфликта относит стороны конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта, исход конфликта.
3.1. Источники конфликта
Источники конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его. Источники конфликта могут быть объективными и субъективными.
Объективные источники, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда — мнимыми, лишь поводом, придуманным человеком.
Субъективные источники начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор путей (конфликтного или одного из неконфликтных) разрешения конфликта. В конфликте объективные и субъективные источники сложно разграничить.
К числу наиболее часто встречающихся объективных источников можно отнести следующие:
- естественное столкновение материальных и духовных интересов субъектов в процессе жизнедеятельности;
- слабую разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем;
- недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности субъектов материальных и духовных благ.
Отдельную группу составляют объективные источники конфликтов, происходящих в рамках взаимодействия субъектов, которые объединены в организацию. Этим источникам по сравнению с другими объективными источниками элемент субъективизма присущ в несколько большей степени.
Организационно-управленческие источники конфликтов связаны с созданием и функционированием групп, коллективов, организаций.
Структурно-организационные источники конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается.
Функционально-организационные источники конфликтов — неоптимальность функциональных связей организации с внешней средой, а также связей между структурными элементами организации и между отдельными работниками.
Личностно-функциональные источники конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам занимаемой должности.
К ситуативно-управленческим источникам конфликтов относятся ошибки, допускаемые руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.
Социально-психологические источники конфликтов связаны с потерей и искажением информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.
Личностные источники конфликтов — индивидуально-психоло- гические особенности его участников, специфика процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.
3.2. Субъекты конфликта (конфликтующие стороны)
Согласно субъектно-деятельностному подходу субъекты являются основными структурными элементами любого конфликта, поскольку, выступая противоборствующими сторонами, они своими действиями порождают сам конфликт, придают ему те или иные содержание и остроту, определяют его течение и изменение. Поэтому их, возможно, более четкое определение выступает одним из важнейших аспектов конфликтологического анализа. Точная идентификация субъектов конфликта помогает прояснить его предмет, спрогнозировать его динамику и возможные варианты разрешения. Нередко возникают ситуации, когда достаточно сложно определить непосредственных субъектов конфликта. Примером могут служить этнополитические конфликты, такие как чеченский или осетино-ингушский, когда непросто ответить на вопрос: кто же представляет стороны в конфликте: лидеры противостоящих сторон, те, кто принимает непосредственное участие в силовых операциях, те, кто воспринимает друг друга как соперников и поддерживает своих лидеров в конфликте, или все они вместе как представители и участники определенной социальной группы?
Согласно К. Боулдингу, субъектами конфликта могут выступать либо отдельные индивиды, либо их общности, группы. По участвующим в конфликтах субъектам можно выделить межличностные конфликты — конфликты между отдельными личностями, лично- стно-групповые конфликты — конфликты между отдельной личностью и группой и межгрупповые конфликты — конфликты между группами.
Особым видом конфликта с этой точки зрения можно считать и внутриличностный конфликт, в котором индивид как бы «раздваивается» на противостоящих субъектов и испытывает внутреннюю борьбу с самим собой, решая каким ему быть, как поступить, что выбрать.
Часто конфликт, начавшись как межличностный, с появлением у каждой из его сторон активных приверженцев переходит в межгрупповой. Так же часто, включившись в конфликт в составе определенной группы, личность начинает вести в ней свою собственную линию, вследствие чего конфликт становится для нее личностно-групповым. Все эти «переходы» меняют содержание конфликта и поэтому требуют серьезного анализа.
Основные участники конфликта — это заинтересованные стороны или противоборствующие силы, субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые конфликтологи используют такое понятие, как «оппонент».
Заинтересованные стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется другим, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Сторона, которая первой начала конфликтные действия, называется инициатором конфликта. Часто выделяют такую характеристику оппонента, как его ранг. Ранг — это «сила», определяющая уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте.
Группы поддержки — это отдельные индивиды, которые активными действиями либо своим присутствием, молчаливой поддержкой могут воздействовать на развитие конфликта, его исход.
В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов, так как в большинстве случаев они их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов.
Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий оппонентов. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах участников конфликта. Чередование реакций сторон, направленных на реализацию их интересов, и ограничение интересов оппонента составляют видимую социальную реальность конфликта.
Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии и тактики. В числе принципов поведения в конфликтной ситуации: концентрация сил, координация сил, нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника, экономия сил и времени.
Стратегия поведения в конфликте — ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Выделяют пять стратегий:
соперничество — заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения;
сотрудничество — позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны;
компромисс — предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны;
приспособление — основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента;
избегание — участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.
Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики, в числе которых:
тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяется в конфликтах, где объект материален;
тактика физического насилия. Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности, причинение боли и т.п.;
тактика психологического насилия. Вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь;
тактика давления. Приемы включают предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума, предъявление компромата, шантаж;
тактика демонстративных действий. Применяется с целью привлечения внимания окружающих;
тактика коалиций. Цель — усиление своего ранга в конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличении группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращении в СМИ, различные органы власти;
тактика фиксации своей позиции. Наиболее часто применяемая, основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. Это убеждение, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.д.;
тактика дружелюбия. Включает корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение;
тактика сделок. Предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.
Тактики бывают жесткими, нейтральными и мягкими. В конфликтах тактики меняются обычно от мягких к жестким.
3.3. Объект и предмет конфликта
Конфликты различаются по содержанию, т.е. по объекту столкновения. Если условно обозначить субъекты конфликта — «С1» и «С2», а объект их интереса — «О», то формула содержания конфликта будет выглядеть следующим образом: «С 1—объект—С2», а дополнением к ней — предметное обозначение объекта столкновения.
Объект конфликта — это материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба субъекта конфликта. Объект конфликта может быть делимым и неделимым. Условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов решения конфликта, т.е. для конструктивного разрешения конфликта необходимо изменять не только его объективные составляющие, но и субъективные.
Если конфликт между субъектами не имеет объекта столкновения, то он является ложным. В подобном ложном конфликте нет содержательного компонента. Его основа — неблагоприятное психологическое состояние субъекта. Принцип действия таких конфликтов — «Я категорически против, потому что у меня плохое настроение!» Схематически эту группу конфликтов можно выразить так: «С1 —О—С2». Основанием такого рода столкновения является особое состояние субъекта, а причина, т.е. Объект интереса, отсутствует, столкновение формируется вокруг пустоты. И как только налаживается психологическое состояние одного из субъектов, налаживаются отношения между оппонентами. В конфликтах такого типа необходимо не разрешать конфликт, так как его нет, а быть внимательным к другому, замечать его самочувствие, уважать неблагоприятное состояние партнера.
Объектом бытовых конфликтов является бытовое устройство. Схематически данную группу конфликтов можно обозначить так: «С 1—бытовое устройство — С2».
В административных конфликтах объектом столкновения становятся полномочия субъектов: «С 1—полномочия —С2».
В качестве объекта профессионального конфликта выступает профессиональная деятельность: «С 1—профессиональная деятельность—С2». Такие конфликты возникают между представителями одной профессиональной сферы.
В центре идеологического конфликта всегда стоит различное отношение субъектов к одному и тому же явлению ценностного плана. Схематически это можно изобразить так: «С1—отношение—С2».
Противоречия между характеристиками психологических процессов и свойств психики двух субъектов порождают психологический конфликт. Объектом столкновения в психологическом конфликте является психологическое свойство, неудобное для одного из субъектов: «С 1—особенность свойств и психических процессов —С2».
Объектом этических конфликтов являются нормы поведения: «С 1 —нормы поведения —С2».
Также встречаются конфликты смещенного основания, когда параллельно присутствуют два объекта: интересы двух субъектов (у каждого — свой) — и субъекты в столкновении предъявляют друг другу различные по характеру требования. Схематически данную группу конфликтов можно представить так: «С 1—01 — 02-С2».
Следовательно, чтобы определить, чем наполнен конфликт, т.е. каково его содержание, следует вычленить объект столкновения субъектов.
Этот структурный параметр характеризует содержательную сторону конфликта. Для его определения важно выявить, по поводу чего субъекты противостоят, что делает внимание и устремления каждого из них противоречащими друг другу, выяснив тем самым их взаимную готовность противоборствовать между собой. Это составляет собственный предмет конфликта.
Предмет конфликта — это существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта; противоречие, ради которого стороны вступают в противоборство.
Суть противоречия в большинстве случаев не лежит на поверхности. Субъекты могут воспринимать конфликт с различной степенью соответствия образа конфликтной ситуации реальности. Можно выделить четыре типа конфликтов.
1. Латентный конфликт. Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет.
2. Неадекватно воспринятый конфликт. Конфликтная ситуация объективно существует и воспринимается сторонами как конфликтная, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности.
3. Ложный конфликт. Конфликтная ситуация объективно отсутствует, однако стороны ошибочно воспринимают свои отношения как конфликтные.
4. Адекватный конфликт. Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками.
Искаженное восприятие конфликтной ситуации рождает неопределенность исхода конфликта.
3.4. Процесс конфликта
Процесс конфликта является его динамической характеристикой в отличие от структурных элементов: источника, субъектов, объекта и предмета конфликта.
Процесс конфликта — это ход развития конфликта по этапам и фазам. Описание динамических характеристик конфликта предполагает рассмотрение регуляторов динамики конфликта, определяющих его возникновение и развитие. Безусловно, различение структурных и динамических параметров конфликта иногда бывает недостаточно четким.
Динамическим характеристикам конфликта уделяется основное внимание в работах по конфликтологии. Во всяком случае, вопросы, связанные с динамикой конфликта, рассматриваются в конфликтологической литературе значительно чаще, чем другие. Очевидно, это связано с тем, что именно происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его исход, на разрешение конфликта и на его последствия.
Описание динамических характеристик конфликта предполагает внимание к развитию конфликта и требует ответа на два ключевых вопроса: что происходит в конфликте (процессы, возникающие на разных стадиях) и как это происходит (регуляторы этих процессов)?
Обычно считается, что конфликт проходит следующие этапы развития:
- объективное противоречие;
- обострение объективного противоречия;
- конфликтная ситуация;
- инцидент;
- реакция субъектов на конфликт (деструктивная и конструктивная);
- управление конфликтом;
- функциональные и дисфункциональные последствия конфликта;
- урегулирование и разрешение конфликта.
Этапы развития конфликта — периоды в развитии конфликта, отражающие существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до его разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для прогнозирования конфликта, оценки и выбора технологий управления им.
Когда же, собственно, возникает социальный конфликт и что считать его началом? В отечественной литературе эта проблема нашла свое отражение в различении понятий «конфликт» и «объективная конфликтная ситуация». Анализируя содержание, вкладываемое разными авторами в понятие «конфликтная ситуация», можно сказать, что она в основном интерпретируется как совокупность объективных внешних обстоятельств и условий, способствующих возникновению конфликта. Конфликт, в свою очередь, представляет собой реальное столкновение участников ситуации, их противостояние, началом которого становится осознание ими ситуации как конфликтной, и переход к конфликтному взаимодействию.
Фазы конфликта — это периоды в развитии конфликта, непосредственно связанные с его этапами и отражающие динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения. Основными фазами конфликта являются:
- начальная фаза;
- фаза подъема;
- фаза пика;
- фаза спада.
Фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в первом цикле может начаться фаза подъема
Пик конфликта
Пик конфликта
Фаза подъема
Пик конфликта фаза спада
Фаза спада Фаза подъема
Фаза подъема
Начальная фаза 1-й цикл 2-й цикл 3-й цикл t
Рис. 2. Фазы конфликта
второго цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться третий цикл и т.д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле уменьшаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2).
Таким образом, анализ динамических характеристик конфлик- га предполагает описание того, как из некоей совокупности внешних социальных условий возникает конфликт, как происходит само конфликтное взаимодействие и как конфликт разрешается или заканчивается.
Вопросы и задания для самоконтроля и повторения
1. Дайте определение структуры конфликта и его содержанию.
2. Опишите стратегию и тактику поведения субъектов в конфликте.
3. Каково значение наличия объекта и предмета конфликта для его содержания и про