Типы конфликтов

Таблица №1

Характер Форма проявления
Прямое негативное отношение Приказание; угроза; замечание; критика; обви­нение; насмешка; издевка; сарказм
Снисходительное отношение Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание
Хвастовство Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах
Менторское отно­шение Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своей точки зрения, назойливые советы, напоминание о неприятном, нраво­учения и поучения
Нечестность и не­искренность Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека
Нарушения этики Причиненные случайно неудобства без извине­ния; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонни­ми делами и т.п.), перебивание собеседника, перекладывание ответственности на другого человека
Регрессивное пове­дение Наивные вопросы, ссылки на других при полу­чении справедливого замечания, пререкания

Схематично первую формулу конфликта можно выразить сле­дующим образом:

КФ = КФГ, < КФГ2 < КФГ3 <...,

где КФГ, — первый конфликтоген; КФГ2 — второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 — третий конфликтоген, ответный на второй, и т.д.

При этом важно иметь в виду, что КФГ2 больше КФГЬ КФГ3 больше КФГ2 и т.д., т.е. каждый ответный конфликтоген являет­ся более сильным, чем тот, на который он отвечает.

Конфликты, выражающиеся первой формулой, условно можно называть конфликтами типа А. Важно отметить, что, по наблюде­ниям специалистов, около 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников по приведенной выше формуле.

Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от кон­фликтной ситуации (КС) и инцидента (И):

КФ = КС + И.

Причиной данного типа конфликтов является инцидент, по­явившийся на фоне потенциальной конфликтной ситуации. Фор­мула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно можно назвать конфликтами типа Б: устранить конф­ликтную ситуацию и исчерпать инцидент.

Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от не­скольких конфликтных ситуаций (КС):

КФ = КС; + КС2 +... + КС„, при этом п = > 2.

Словами эту формулу можно выразить так: сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

Конфликты, выражающиеся третьей формулой, условно можно назвать конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сво­дится к устранению всех конфликтных ситуаций.

Практическое значение формул конфликтов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить анализ многих кон­фликтов и находить пути их разрешения. При этом следует пом­нить, что представленные формулы не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов. Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и проти­воречивом процессе управления конфликтами.

2.2. Социальные коммуникация и конфликты

Большинство конфликтов возникает вследствие нарушения процесса коммуникации, когда вступают в противоречие модели построения интерперсональных отношений субъектов конф­ликта.

Понятие интерперсональных отношений описывает широкий диапазон форм человеческого взаимодействия, отличающихся содержанием, направленностью, интенсивностью, глубиной кон­тактов и т.д. М.Дейч выделяет следующие фундаментальные из­мерения (параметры) интерперсональных отноше­ний.

1. Кооперация —конкуренция. Такие отношения, как «близкие друзья» или «коллеги», относятся к кооперативному полюсу изме­рения, а такие, как «политические оппоненты», «личные враги» или «разводящаяся пара», — к конкурентному.

2. Распределение власти (равное или неравное). Также обознача­ется как «доминантность—подчиненность», «автономия — конт­роль» и т.д. «Бизнес-партнеры», «близкие друзья» или «бизнес- соперники» находятся на одном полюсе, а составляющие таких дуальных пар, как «хозяин —слуга», «родитель—ребенок», «учи­тель—ученик», — на разных.

3. Ориентация на задачу — социально-эмоциональная ориентация. Близкие друзья, муж и жена — социально ориентированы, интер­вьюер и поступающий на работу, бизнес-соперники ориентирова­ны на задачу.

4. Формальный характер отношений — неформальный характер отношений. М.Дейч отмечает, что в неформальных отношениях определение действий, времени и перемещений остается за их участниками, тогда как в формально регулируемых отношениях взаимодействие участников детерминируется главным образом социальными нормами и правилами. Отношения внутри органи­зации имеют тенденцию быть более формальными, а в клубе — не­формальными; отношения между равными чаще имеют нефор­мальный характер, чем отношения между неравными.

5. Интенсивность и значимость. Этот параметр отражает глу­бинный или поверхностный характер отношений и связан со степенью взаимозависимости их участников. Отношения в парах «продавец —покупатель» имеют поверхностный характер, в парах «ребенок —родитель» и «психотерапевт—пациент» — интенсив­ный.

Соответственно этим измерениям М.Дейч выделяет шестнад­цать типов социальных отношений. Восемь из них характеризуют конкурентное взаимодействие, в рамках которого могут склады­ваться весьма разнообразные отношения: «личные враги» и «раз­водящаяся супружеская пара», «противники в игре» и «соперни­ки в бизнесе», «хулиган—его жертва», «квалифицированный со­трудник/руководитель—начинающий работник», «представители власти—мятежники», «охранники—заключенные». Взаимодей­ствие сторон может принимать разные формы. М.Дейч обозна­чает конкурентные отношения равных участников, находящихся в неформальных отношениях, с социально-эмоциональной ори­ентацией как антагонистические, неравных — как садомазохист­ские.

Конкурентные неформальные отношения равных участников с социально-эмоциональной ориентацией обозначаются как сопер­ничество, аналогичные отношения неравных участников — как доминирование. Те же отношения равных участников с ориента­цией на задачу М.Дейч называет конкуренцией, неравных — борь­бой за власть.

Наконец, конкурентные формальные отношения равных уча­стников с той же ориентацией на задачу определяются как регу­лируемая конкуренция, отношения неравных участников — как регулируемая борьба за власть. То, что М.Дейч не использует термин «конфликт», вовсе не означает, что для него эти отно­шения не являются конфликтными. Для многих рассуждений М.Дейча характерно фактическое отождествление конфликта с конкуренцией. Большинство его работ посвящено сравнению ти­пов взаимодействия, развивающихся в рамках кооперативного или конкурентного контекста, межгрупповых и внутригрупповых от­ношений.

Первые теоретические описания и экспериментальные иссле­дования, непосредственно посвященные коммуникации в конф­ликтной ситуации, были выполнены К.Левиным. К межличност­ным конфликтам автор относит случай, который он обозначает как «конфликт между собственными и вынуждающими силами», т.е. противоречие между собственными потребностями человека и внешней объективной вынуждающей силой.

Теоретический анализ супружеского конфликта был предпри­нят К.Левиным в 1940 г. Семья как малая группа, по мнению исследователя, отличается специфическими свойствами, неболь­шим размером, связью с витальными проблемами, общим физи­ческим и социальным существованием. На основании проведен­ных экспериментальных исследований К.Левин пришел к выво­ду, что наиболее важным фактором частоты возникновения конфликтов является общий уровень напряжения человека или группы.

Общий вопрос адаптации индивида к группе, в том числе и семейной, по К.Левину, может быть сформулирован следующим образом: «Как может индивид найти достаточное пространство свободного движения для удовлетворения своих собственных пер­сональных нужд внутри группы, не затрагивая интересов груп­пы?»

Эта проблема особенно трудно решается в супружеской группе, так как специфические свойства семьи делают обеспечение адек­ватного приватного пространства достаточно сложной задачей.

Прежде всего природа потребностей, удовлетворяемых в браке, весьма разнообразна. Супруги имеют по отношению друг к другу целый комплекс ожиданий, связанных с их ролями, как то: «воз­любленный», «товарищ», «поддерживающий», «защищающий», «распоряжающийся доходами» и т.д. Кроме того, конфликты ста­новятся более серьезными, если затрагивают наиболее значимые потребности индивида. Брак же очевидным образом связан с ви­тальными потребностями людей.

Неудовлетворенность потребностей создает напряжение. Усло­вием удовлетворения индивидуальных потребностей является до­статочное пространство свободного движения. К.Левин в качест­ве примера описывает жизненное пространство мужа (пространство профессиональной и социальной жизни, дома, детей и т.д.), по­казывая, что фактически свободными для него остаются только зоны «жизнь в офисе» и «игра в гольф».

В.П.Левкович и О.Э.Зуськова делят все семьи на три группы с точки зрения уровня конфликтности: стабильные, т.е. справля­ющиеся с семейными конфликтами; проблемные, частично справ­ляющиеся с конфликтами; нестабильные, не преодолевающие конфликт. Авторы считают, что основой семейных конфликтов является рассогласование представлений супругов относительно потребностей друг друга, представлений и ожиданий одного по отношению к другому.

С точки зрения конфликтогенности выделяют несколько ос­новных сфер жизнедеятельности семьи. По результатам исследо­ваний на первом месте находится то, что называют «культурой общения» — соблюдение или несоблюдение супругами норм по­вседневной жизни. На втором месте — недостаточное удовлетво­рение в семейном взаимодействии супругов потребности в защите Я-концепции, которая поддерживается удовлетворением потреб­ностей в любви, ощущении своей значимости, чувстве собствен­ного достоинства. Наконец, на третьем месте находятся две основ­ные сферы взаимодействия: ролевая, связанная с удовлетворением ролевых потребностей супругов в соответствии с позициями мате­ри и отца, мужа и жены, хозяина и хозяйки, а также та часть жизни супругов, которая связана со взаимной информированно­стью о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера.

Оказалось, что для разных типов семей характерны различные типы конфликтов. В группе стабильных супружеских пар конф­ликты возникают по преимуществу в ролевой сфере в силу неод­нозначного представления о семейных ролях, однако решаются они, как правило, конструктивно благодаря общему позитивному фону межличностных отношений.

Конфликты в нестабильных семьях связаны главным образом с неудовлетворенностью потребности в защите Я-концепции, а также с нарушением норм повседневной жизни. Проблемные па­ры занимают промежуточное положение.

Т.М.Мишина предлагает различать три основных типа нару­шений взаимодействия в супружеских парах, вследствие которых в семье начинают доминировать отношения соперничества, псев­досотрудничества и изоляции.

В семьях, где преобладающим типом взаимодействия является соперничество, отношения в целом имеют противоречивый, дру­желюбно-враждебный характер; между супругами постоянно про­исходят открытые столкновения, ссоры, возникают взаимные уп­реки, агрессивные проявления. Семейные роли партнеров опреде­лены нечетко, в результате чего ни один из них не способен принимать на себя ответственность за супружескую пару как целое. В сферах заботы и опеки, главенствования и эмоционального при­нятия возникают противоречия, выливающиеся в конфликты.

В ситуации псевдосотрудничества отношения внешне выглядят ровными, с элементами преувеличенной заботы о партнере. По­воды к возникновению конфликтов лежат во вне семейной сфере и связаны с индивидуальными трудностями или проблемами, воз­никающими у супругов.

В случае изоляции отношения в семье обычно не имеют явно­го конфликтного характера. При внешней согласованности дей­ствий супруги эмоционально обособлены друг от друга, не заин­тересованы друг в друге, брак поддерживается какими-то иными выгодами общего существования. Конфликты возникают, если «границы изоляции» нарушаются либо в сторону сближения, либо в сторону еще большей разобщенности.

Другая область семейного взаимодействия — это отношения родителей и детей. Она является примером такого типа взаимо­действия, которое в силу развития ребенка, постепенного обрете­ния им самостоятельности и взросления закономерно приводит к возникновению противоречий и их яркому выражению, особенно в подростковом возрасте.

Л.Б.Филонов считает, что подросткам свойственно своеобраз­ное поведение, ориентированное на «поиск пределов допустимого». Оно выражается в провоцировании, почти сознательном обостре­нии отношений, цель которого состоит в своеобразном выведыва­нии реакции других людей на конкретные акты поведения. Под­росток стремится соотнести ситуации общения с лицами, которые ему представляются «противодействующими», и свое собственное поведение. В принципе он ищет типы возражений, виды оценок, способы спора и т.д. По сути, идет необходимый для нормально­го развития процесс овладения разнообразными формами соци­ального взаимодействия.

Явление провоцирования в общении детей со взрослыми мо­жет иметь и другой смысл. По мнению западных исследователей, ребенок может «доставать» взрослого, пока тот не прореагирует определенным образом, например у него не случится агрессивный эмоциональный срыв. Это освобождает ребенка от страха прояв­ления собственных разрушительных чувств и действий.

Трудности перехода к новым формам отношений переживают обе стороны — как дети, так и взрослые. Часто взрослые не гото­вы к расширению прав подростка в силу сохранения инерции «опекающих» отношений, а также в связи с сохраняющейся зави­симостью детей от родителей и их реальной неспособностью к самостоятельным действиям и решениям. Сдерживание темпов социального развития приводит к углублению разрыва между по­колениями, что в условиях нестабильности и резких социальных изменений делает «отцов и детей» представителями не только разных культур, но и разных «миров». Реализация родительской позиции в этих условиях затруднена и наталкивается на прямое сопротивление детей.

Опыт изучения проблемы вовлечения детей в религиозные ор­ганизации и психологической работы, с ней связанной, выявил основные типы семейных ситуаций, порождающих у детей острую неудовлетворенность своим существованием. Возникает она, как правило, у детей, воспитывающихся в так называемых авторитар­ных семьях, лишающих ребенка необходимой меры самостоятель­ности, а также в семьях с манипулятивным характером обращения родителей с ребенком, когда желательное родителями поведение одобряется и поощряется, а нежелательное подавляется. Результат этого — стремление ребенка убежать из «домашнего плена».

Обычно конфликты в семье, возникающие на религиозной почве, в глубине своей скрывают межличностные конфликты, уже давно существующие и ожидающие своего разрешения. То же самое можно сказать и о других вариантах «ухода из семьи», вплоть до уличного беспризорничества, которое в условиях ослабления социального контроля распространяется довольно широко и яв­ляется показателем семейного неблагополучия, и в частности не­эффективной реализации взрослыми родительских функций.

2.3. Личностные причины конфликтов

Личностные причины конфликтов являются наиболее сложны­ми. Чаще всего субъекты конфликта не осознают их влияния, относя к причинам конфликта только предметные противоречия. Самые многочисленные конфликты в основном вообще беспред­метны. Они выступают как вещи в себе, являются не средствами достижения цели, а самоцелями, заключающимися в выпуске на волю эмоций. Различия в происхождении, воспитании, образова­нии, опыте, представлениях и ценностях, манере поведения воз­двигают порой непреодолимые преграды к взаимопониманию, выступая как конфликтогены (см. табл. 1).

«Бунтарское» поведение подростков, соответственно окраши­вающее их отношения с родителями, само по себе может стать причиной осложнений и конфликтов в семье. Основной проблемой взаимоотношений подростков и их родителей являются трудности передачи культурных норм и представлений от одного поколения к другому.

В качестве личностных причин конфликтов могут выступать ущемление потребностей одного из участников конфликта, про­тиворечия в интересах, несоответствие ценностных установок, нарушение в системе отношений, а также различие во мнениях.

Потребность — состояние субъекта конфликта, связанное с испытываемой им нуждой в объекте конфликта и выступающее источником его активности. Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности субъектов конф­ликта.

Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих чело­века к деятельности. Мотивы становятся формой проявления потребности.

Мотивы конфликта — истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту. Если при удовлетворении потребностей деятельность человека, по сути, зависима от предметного содержания потреб­ности, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собствен­ной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов разнообразнее и подвижнее, чем по­требности, составляющие ее суть.

Конфликтогенность потребностей зависит от их места в иерар­хии. А. Маслоу предположил, что все потребности человека орга­низованы в иерархическую систему согласно степени их домини­рования. Он расположил потребности в следующем порядке:

- физиологические потребности;

- потребности в безопасности и защите;

- потребности в принадлежности и любви;

- потребности в самоуважении;

- потребности в самоактуализации, или потребности в лично­стном развитии.

В основе этой системы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек сможет осознать наличие и мотивированность потребностей, расположенных вверху.

Удовлетворение потребностей делает возможным осознание потребностей, расположенных выше верхнего уровня, и их участие в мотивации.

Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут по­требности в безопасности; физиологические потребности и по­требности в безопасности и защите должны быть удовлетворены до некоторой степени, прежде чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности в принадлежности и любви. Чем больше уровней потребностей удовлетворено, тем менее конфлик- тогенно общение с данным субъектом.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей А. Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удов­летворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и индивид одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей.

Индивиды не просто удовлетворяют одну потребность за другой. Они одновременно и частично удовлетворяют и частично не удов­летворяют их.

Следует также отметить, неважно, насколько высоко продви­нулся индивид в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной степени удовлетворены.

Потребности и мотивы лежат в основе формирования интере­сов субъектов конфликта. В общем понимании интерес — это форма проявления потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности, это то, что побуждает участника конфликта занять свою позицию.

Интересы способствуют ориентировке, ознакомлению с но­выми фактами, более полному и глубокому отражению действи­тельности. Субъективно интересы обнаруживаются в эмоцио­нальном тоне, во внимании к объекту конфликта. Удовлетворе­ние интереса не всегда ведет к его угасанию, оно может вызывать новые интересы. Об устойчивости интереса свидетельствует пре­одоление трудностей в осуществлении действий, которые сами по себе интереса не вызывают, но выполнение которых являет­ся условием реализации интересующей оппонентов деятель­ности.

Социальный интерес выступает основой интеграции общества. Он характеризуется готовностью к вкладу в общее благосостояние, готовностью проявлять доверие, заботу, сострадание, готовностью к ответственному выбору, творчеству, близости, сотрудничеству и включенности. В рамках общественных отношений социальные интересы выражают взаимную зависимость людей в первую очередь в сфере материального производства, обмена, распределения и потребления. Формирование социального интереса — одна из основных задач профессиональной деятельности социальных служб.

Одновременно с разделением труда появляются противоречия между интересами индивидов и общим интересом. Подобная про­тиворечивость выступает в виде «тождества противоположностей», раскрывая взаимосвязь интересов как единство многообразного. Поскольку ни общий интерес не в состоянии включить в себя все богатство индивидуальных интересов, ни отдельный интерес от­разить в себе полноту общего интереса, появляется объективная необходимость в нахождении со стороны управленческих структур разумного и приемлемого для различных социальных сил компро­мисса.

Интерес вызывают объекты, обладающие определенной цен­ностью для субъектов конфликта.

Понятие ценность используется для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе идеалы и выступающих благодаря этому эталоном должного; реальной, практической значимости явлений материального и духовного мира. Личностные ценности являются одним из источ­ников мотивации поведения субъектов конфликта.

Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность. Личностные ценности отражаются в со­знании в форме ценностных ориентаций и служат важным фак­тором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведе­ния индивида. В частности, одним из основных показателей сплоченности группы является ценностно-ориентационное единс­тво.

Высокой конфликтогенностью обладают форма и качество от­ношений между потенциальными субъектами конфликта.

Конфликтные отношения — это взаимосвязи между субъектами конфликта, возникающие в процессе взаимодействия. Положи­тельный или отрицательный опыт взаимоотношений индивидов однозначно формирует соответствующую систему внутренних от­ношений личности. Существует определенный тип людей, внося­щих раздор в отношения вследствие присущего им конфликтного поведения.

Конфликтное поведение — совокупность поступков и действий, осуществляемых субъектом конфликта с целью реализации его намерений в конфликтной ситуации. На основе типологии акцен­туаций характера К.Леонгарда можно выделить пять типов конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный и «бесконфликтный».

Личность демонстративного типа хочет быть всегда в центре внимания, стремится хорошо выглядеть в глазах других. Отноше­ние индивида этого типа к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, в которых он любуется своими страданиями и стойкостью.

Индивид ригидного типа подозрителен, обладает завышенной самооценкой. Он постоянно требует подтверждения собственной значимости. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Личность неуправляемого типа импульсивна и недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуе­мо. Часто в запале он не обращает внимания на общепринятые нормы поведения.

Личность сверхточного типа предъявляет повышенные требо­вания к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью. Такой человек иногда может вдруг разорвать отношения с друзь­ями, знакомыми, потому что ему кажется, что его обидели.

Личность бесконфликтного типа обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречива, излишне стремится к компромиссу.

Разногласия во мнениях также являются конфликтогенным фактором.

Мнение — это состояние сознания, заключающее в себе отно­шение (скрытое или явное) субъекта конфликта к событиям и фактам действительности, к деятельности оппонентов. В своих взаимоотношениях с миром личность проявляет себя как актив­ная система. Она не только отвечает на внешние воздействия, но и сама активно и целенаправленно воздействует на окружа­ющее.

Движущие силы развития личности, лежащие в основе ее ак­тивности, связаны с двумя тенденциями: стремлением человека к избавлению от напряжения, достижению равновесия со средой (редукция напряжения) и стремлением к созданию напряжения. Диалектика этих двух тенденций личности является основным источником активности человека. Нарушение определенного ба­ланса тенденций часто свидетельствует о психологических пробле­мах личности или начале социальной дезадаптации.

В целом внутренние противоречия личности рассматриваются как один из основных побудителей саморазвития.

Человек как индивид, личность и субъект деятельности высту­пает в качестве целостной, интегрированной, активной и амбива­лентной системы, способной к саморазвитию.

Амбивалентность личности представляет собой взаимное до­полнение и взаимную компенсацию разнонаправленных личност­ных тенденций, качеств, особенностей, проявлений в деятельности и поведении. Амбивалентные тенденции (подсистемы, особеннос­ти, черты), присущие человеку, взаимодействуют различными способами. К. Г. Юнг выделил три доминирующих способа та­кого взаимодействия: компенсацию, противостояние и объ­единение.

Первый способ взаимодействия — компенсация. Одна подси­стема может компенсировать слабость другой. Отношения ком­пенсации возможны и между функциями (в том числе социальны­ми). К. Г. Юнг иллюстрирует компенсацию, раскрывая суть про­тивоположно направленных экстраверсии и интроверсии. Если, например, доминирующей сознательной установкой является экс­траверсия, то на бессознательном уровне она будет компенсиро­ваться через развитие вытесненной интровертированной установ­ки, т.е. при фрустрации экстравертированной установки интровертированная установка начинает доминировать. Поэтому пери­оды активного экстравертированного поведения сменяются пери­одами интровертированного поведения и такая смена является вполне естественной. Более того, абсолютно экстравертированное или абсолютно интровертированное поведение в принципе невоз­можно у здоровой, полноценно функционирующей личности. Компенсация как способ взаимодействия подсистем личности обеспечивает своеобразный баланс между противоположными элементами.

Вторым способом взаимодействия разнонаправленных подси­стем является противостояние. Противостояние проявляется в том, что подсистемы или тенденции вступают в конфликт, за счет ко­торого создается напряжение, порождающее энергию. Многие исследователи исходили из того, что оппозиции возникают в че­ловеке повсеместно: между интеллектом, волей и эмоциями (А. Ф.Лазурский); между интериоризацией и экстериоризацией (Б. Г.Ананьев); в проявлении каждой личностной черты (Г. Кеттел) и т.д. Напряжение, возникающее внутри системы, точнее его спе­цифика, определяет сущность самой личности на данном этапе функционирования.

Третий способ взаимодействия — объединение. Полярные фе­номены не только противостоят друг другу или существуют на основе взаимокомпенсации, но и притягиваются и стремятся друг к другу. Их объединяет то, по поводу чего они возникли. Объ­единение противоположных подсистем не есть просто их сумма. Это единство достигается за счет трансцендентной функции, проявление которой завершается синтезом противоположных систем с порождением нового качества или характеристики (на­пример, появление нового смысла деятельности или существова­ния).


Смысловой контекст редуцирует многие виды напряжений внутри личности. Напряжения могут редуцироваться посредством субординационного или координационного принципа построения структуры личности (по Б.Г.Ананьеву). При реализации суборди­национного принципа более сложные и общие подсистемы лич­ности подчиняют себе более простые. Координационный принцип реализуется во взаимодействии амбивалентных подсистем на нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, в которых он любуется своими страданиями и стойкостью.

Индивид ригидного типа подозрителен, обладает завышенной самооценкой. Он постоянно требует подтверждения собственной значимости. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Личность неуправляемого типа импульсивна и недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуе­мо. Часто в запале он не обращает внимания на общепринятые нормы поведения.

Личность сверхтонного типа предъявляет повышенные требо­вания к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью. Такой человек иногда может вдруг разорвать отношения с друзь­ями, знакомыми, потому что ему кажется, что его обидели.

Личность бесконфликтного типа обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречива, излишне стремится к компромиссу.

Разногласия во мнениях также являются конфликтогенным фактором.

Мнение — это состояние сознания, заключающее в себе отно­шение (скрытое или явное) субъекта конфликта к событиям и фактам действительности, к деятельности оппонентов. В своих взаимоотношениях с миром личность проявляет себя как актив­ная система. Она не только отвечает на внешние воздействия, но и сама активно и целенаправленно воздействует на окружа­ющее.

Движущие силы развития личности, лежащие в основе ее ак­тивности, связаны с двумя тенденциями: стремлением человека к избавлению от напряжения, достижению равновесия со средой (редукция напряжения) и стремлением к созданию напряжения. Диалектика этих двух тенденций личности является основным источником активности человека. Нарушение определенного ба­ланса тенденций часто свидетельствует о психологических пробле­мах личности или начале социальной дезадаптации.

В целом внутренние противоречия личности рассматриваются как один из основных побудителей саморазвития.

Человек как индивид, личность и субъект деятельности высту­пает в качестве целостной, интегрированной, активной и амбива­лентной системы, способной к саморазвитию.

Амбивалентность личности представляет собой взаимное до­полнение и взаимную компенсацию разнонаправленных личност­ных тенденций, качеств, особенностей, проявлений в деятельности и поведении. Амбивалентные тенденции (подсистемы, особеннос­ти, черты), присущие человеку, взаимодействуют различными способами. К. Г. Юнг выделил три доминирующих способа та­кого взаимодействия: компенсацию, противостояние и объ­единение.

Первый способ взаимодействия — компенсация. Одна подси­стема может компенсировать слабость другой. Отношения ком­пенсации возможны и между функциями (в том числе социальны­ми). К. Г. Юнг иллюстрирует компенсацию, раскрывая суть про­тивоположно направленных экстраверсии и интроверсии. Если, например, доминирующей сознательной установкой является экс­траверсия, то на бессознательном уровне она будет компенсиро­ваться через развитие вытесненной интровертированной установ­ки, т.е. при фрустрации экстравертированной установки интро- вертированная установка начинает доминировать. Поэтому пери­оды активного экстравертированного поведения сменяются пери­одами интровертированного поведения и такая смена является вполне естественной. Более того, абсолютно экстравертированное или абсолютно интровертированное поведение в принципе невоз­можно у здоровой, полноценно функционирующей личности. Компенсация как способ взаимодействия подсистем личности обеспечивает своеобразный баланс между противоположными элементами.

Вторым способом взаимодействия разнонаправленных подси­стем является противостояние. Противостояние проявляется в том, что подсистемы или тенденции вступают в конфликт, за счет ко­торого создается напряжение, порождающее энергию. Многие исследователи исходили из того, что оппозиции возникают в че­ловеке повсеместно: между интеллектом, волей и эмоциями (А.Ф.Лазурский); между интериоризацией и экстериоризацией (Б. Г.Ананьев); в проявлении каждой личностной черты (Г. Кеттел) и т.д. Напряжение, возникающее внутри системы, точнее его спе­цифика, определяет сущность самой личности на данном этапе функционирования.

Третий способ взаимодействия — объединение. Полярные фе­номены не только противостоят друг другу или существуют на основе взаимокомпенсации, но и притягиваются и стремятся друг к другу. Их объединяет то, по поводу чего они возникли. Объ­единение противоположных подсистем не есть просто их сумма. Это единство достигается за счет трансцендентной функции, проявление которой завершается синтезом противоположных систем с порождением нового качества или характеристики (на­пример, появление нового смысла деятельности или существова­ния).

Смысловой контекст редуцирует многие виды напряжений внутри личности. Напряжения могут редуцироваться посредством субординационного или координационного принципа построения структуры личности (по Б.Г.Ананьеву). При реализации суборди­национного принципа более сложные и общие подсистемы лич­ности подчиняют себе более простые. Координационный принцип реализуется во взаимодействии амбивалентных подсистем на паритетных началах, допуская относительную автономию каждого из них. В. Франкл отмечал, что в жестких условиях концентраци­онного лагеря заключенные выживали благодаря именно духовной активности, в то время как люди, утратившие смысл, даже при наличии физического здоровья, очень быстро погибали. Выжива­ли те заключенные, у которых сложное редуцирование значитель­но преобладало над простым редуцированием.

Даже если личность не в состоянии изменить обстоятельства своей жизни, она может изменить свое отношение к ним.

2.4. Культурные и возрастные факторы конфликта

Взаимодействие в конфликтах имеет культурные основы. Ког­да человек определяет ситуацию как конфликтную, он начинает вести себя в соответствии с этим определением по законам конф­ликта, имеющим определенный культурный контекст. Не только исторический, но и современный материал позволяет говорить о влиянии на практику разрешения конфликтов культурных факто­ров. Так, исследования семейных конфликтов, проведенные в Японии, Индии и США, выявили культурные различия в их про­текании и разрешении. Конфликтные явления занимают опреде­ленное место в культурном пространстве. М. Мид говорит о необ­ходимости различать следующие три типа культур: сотрудничаю­щие, соперничающие и индивидуалистические. В своих рассуж­дениях он основывается на коллективном труде американских авторов, описавших тринадцать различных культур с точки зрения преобладания в них принципа сотрудничества или принципа со­перничества. По мнению М.Мида, нет связи между преобладани­ем принципа сотрудничества или принципа соперничества, с одной стороны, и способом добывания средств существования (охота, земледелие, скотоводство) — с другой; также не играет роли бла­госостояние группы и уровень технологического развития.

Исключив влияние ряда факторов, М. Мид находит некоторые детерминанты в социальной структуре племени. Культура сотруд­ничества свойственна замкнутым группам, в рамках которых че­ловек обладает определенной позицией и гарантированной без­опасностью, а его положение не зависит от инициативы и личных притязаний. В других же типах культур человек не чувствует себя в безопасности, пока не убедится в своем несомненном превос­ходстве.

Например, в эпоху феодализма повсюду возникали отдельные, ограниченные конфликты, в основе которых невозможно обнару­жить никакого экономического мотива, кроме того, что одни за­видовали богатству других. Ничуть не меньше богатства зависть порождала слава. Фамильная гордость, жажда мести, преданность идее — вот каковы были главные побуждения. При этом некоторые виды конфликтов приобретали ритуальный характер, например скандалы из-за обладания реликвиями после всякого рода торжес­твенных церемоний.

Сам процесс возникновения и развития конфликтов норматив­но определен французским социальным антропологом П.Бурдье, изучавшим жизнь берберского народа кибилов. Он писал, что конфликты у кибилов в значительной степени регулировались сложной системой вызовов, оскорблений и надругательств. При этом, по мнению П.Бурдье, подобные действия следует интерпре­тировать не как пустые ритуалы или как способ решения конф­ликтов, а как сигналы и символы, которые подтверждают и вы­страивают порядок определенных социальных отношений.

Анализируя обычай кровной мести как традиционный механизм разрешения острых конфликтных ситуаций у северокавказских народов, Г. У. Солдатова указывает, что его важнейшей стороной всегда являлся комплекс обычаев примирения противников. На основе этого комплекса выполнялась важнейшая функция этого обычая — примиренческая, предполагающая не насилие, а дого­воренность конфликтующих сторон.

Многочисленные данные свидетельствуют о влиянии возраста и пола на характер конфликтов. Можно говорить о наличии разных возрастных проблем и, соответственно, о структуре потенциальных конфликтных ситуаций, связанных с возрастом.

Известно, что в общем жизненном цикле личности выделяют­ся отдельные возрастные стадии, смена которых — переходные периоды — может проходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующи­ми возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности.

Возрастные периоды помимо особенностей психического и личностного развития различаются и по характеру проблем, вста­ющих перед индивидом, по тому, какие типичные трудности, критические ситуации или кризисы переживает человек в том или ином возрасте.

Конфликты, свойственные раннему детству, были предметом наиболее пристального внимания в психоаналитической традиции: описывая конфликтную природу человека, психоаналитики при­давали проблемам детства особое значение. К. Г. Юнг говорил о множестве возможных подходов к этой проблеме. В их числе фрейдовская психология с ее принципом удовольствия, адлеров- ская психология (с позиции принципа власти).

Сам К. Г. Юнг считает свой подход психобиологическим, осно­вывающимся на развитии у ребенка сексуального интереса, а также на значении мышления и понимания в решении душевных конфликтов.

Например, когда ребенок проявляет интерес к проблеме смер­ти и тому, что происходит с человеком после нее, переживает рождение брата или сестры, страх смерти матери или отца, обду­мывает и обсуждает происхождение детей, отношения родителей, он, по К. Г. Юнгу, фактически пытается создать собственную кон­цепцию жизни, ищет ответы на появляющиеся у нее вопросы и старается как-то разрешить возникающие при этом противо­речия.

Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят появление конфликтов к возрасту одного-двух лет. Японские воспитатели, например, предлагают начинать работу по обучению эффективному поведению в конфликтах именно с этого возрас­та.

Эмпирические данные, полученные Д. Б.Элькониным, под­тверждают следующую динамику: у дошкольников конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего школьного возраста — из-за ролей, а в подростковом возрасте — из-за правил игры.

Таким образом, причины возникающих между детьми столкно­вений отражают их возрастное развитие: от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе иг­ры.

Предметом особого внимания психологов является также под­ростковый возраст, в котором конфликты приобретают особое значение. К.Левин считал подростка маргинальным человеком, находящимся между двумя группами, вышедшим из мира детства и не пришедшим в мир взрослых. Именно это главное противо­речие подросткового периода и приводит к типичным трудностям, переживаемым в это время, и прежде всего к проблемам в отно­шениях со взрослыми, неадекватным поступкам, вплоть до деви- антного поведения, направленного на подтверждение своей взрос­лости. Причем, по К.Левину, эти конфликты и их протекание зависят от того, насколько резкими являются границы между ми­ром взрослых и миром детей.

К кризисам зрелого возраста относятся: кризис восемнадцати лет (отдаление от дома), кризис двадцати лет (поиск своего места в жизни), кризис тридцати (осмысление сделанного и новые ис­кания), кризис середины жизни между тридцатью пятью и сорока пятью годами (постепенно начинают уходить молодость и физи­ческие силы, меняются привычные роли) и, наконец, кризис старшего возраста (человека ожидают удовлетворенность прожитой жизнью или новые кризисы).


Эмпирические доказательства возрастной предрасположенно­сти человека к проблемное™ тех или иных аспектов своего взаи­модействия с окружающими часто приводятся в социально-пси­хологических исследованиях отношений в группах или организа­циях.

Например, в результате исследования Н.В.Гришиной в произ­водственных коллективах были выявлены различия в оценках частоты конфликтов, возникающих между работниками разных возрастов: на общем фоне явно выделялась самая молодая группа работников. Возникновение конфликтов у представителей этой группы было связано с проблемой их адаптации к производству и социальной ситуации в коллективе.

В результате этого исследования были получены данные о влиянии такого фактора, как пол, на предрасположенность к оценке тех или иных аспектов своего взаимодействия с другими людьми как конфликтных.

Женщины в производственных коллективах склонны считать свои отношения с коллегами более конфликтными в тех аспектах, которые прямо касались их личных потребностей (зарплата, рас­пределение премий, время отпусков, сменность работы и т.д.), тогда как мужчины отмечали повышенную конфликтогенность организационных проблем (распределение обязанностей, про­изводственные трудности и др.).

Частоту конфликтов с руководителем мужчины оценивали как более высокую, связывая причины возможных конфликтов с нарушением должностных инструкций (например, с необходи­мостью выполнения функций, не входящих в прямые обязан­ности), производственными трудностями, условиями труда и перспективами роста.

Вопросы и задания для самоконтроля и повторения

1. Какие функции в жизни человека выполняет конфликт?

2. Опишите процесс формирования социальной напряженности (по П. И. Куконкову и другим отечественным ученым).

3. Каковы позитивные и негативные функции социального конфлик­та?

4. Каковы конфликтогенные факторы и их влияние на развитие соци­альных конфликтов?

5. Опишите социальные коммуникации и их значение для формиро­вания и развития социальных конфликтов.

6. Раскройте содержание личностных причин, влияющих на форми­рование и развитие конфликтов.


РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРА И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА

Глава 3 СТРУКТУРА КОНФЛИКТА

Сопоставление и обобщение различных конфликтологических концепций, предложенных зарубежными и отечественными учены­ми, показывают, что к основным структурным составляющим лю­бого социального конфликта, как правило, относят субъектов конфликта, отношения между ними, а также тот предмет (или спор­ный вопрос, проблему), который является его поводом (рис. 1).

Структурные характеристики отражают компоненты, без кото­рых существование конфликта невозможно: изъятие любого тако­го элемента из пространства конфликта либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер.

Под структурой конфликта понимается совокупность устой­чивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тож­дественность самому себе, отличие от других явлений социальной

       
   
 
 


Рис 1. Структура конфликта

жизни, без которых он не может существовать. Структура конф­ликта — это динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Каждый конфликт имеет объективное содержание и субъектив­ное значение.

Объективное содержание конфликта включает:

- субъекты конфликта;

- предмет конфликта;

- объект конфликта;

- источник конфликта.

К субъективным составляющим конфликта относятся:

- мотивы сторон;

- конфликтное поведение;

- образы предмета конфликта.

Существуют и другие подходы к анализу структурных компо­нентов конфликта. Например, Л.А.Петровская предлагает вклю­чать в понятийную схему психологического анализа конфликта стороны конфликта, условия его протекания, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. Н. В.Гришина к структурным компонен­там конфликта относит стороны конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта, исход кон­фликта.

3.1. Источники конфликта

Источники конфликта — это явления, события, факты, ситуа­ции, которые предшествуют конфликту и при определенных ус­ловиях деятельности субъектов социального взаимодействия вы­зывают его. Источники конфликта могут быть объективными и субъективными.

Объективные источники, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальны­ми, а иногда — мнимыми, лишь поводом, придуманным челове­ком.

Субъективные источники начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практиче­ски в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор путей (конфликтного или одного из неконфликтных) разрешения конфликта. В конфликте объективные и субъективные источники сложно разграничить.

К числу наиболее часто встречающихся объективных источни­ков можно отнести следующие:

- естественное столкновение материальных и духовных инте­ресов субъектов в процессе жизнедеятельности;

- слабую разработанность правовых норм, регулирующих не­конфликтное решение проблем;

- недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности субъектов материальных и духовных благ.

Отдельную группу составляют объективные источники конф­ликтов, происходящих в рамках взаимодействия субъектов, которые объединены в организацию. Этим источникам по сравнению с другими объективными источниками элемент субъективизма при­сущ в несколько большей степени.

Организационно-управленческие источники конфликтов связаны с созданием и функционированием групп, коллективов, органи­заций.

Структурно-организационные источники конфликтов заключа­ются в несоответствии структуры организации требованиям дея­тельности, которой она занимается.

Функционально-организационные источники конфликтов — не­оптимальность функциональных связей организации с внешней средой, а также связей между структурными элементами органи­зации и между отдельными работниками.

Личностно-функциональные источники конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нрав­ственным и другим качествам занимаемой должности.

К ситуативно-управленческим источникам конфликтов относят­ся ошибки, допускаемые руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.

Социально-психологические источники конфликтов связаны с потерей и искажением информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.

Личностные источники конфликтов — индивидуально-психоло- гические особенности его участников, специфика процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

3.2. Субъекты конфликта (конфликтующие стороны)

Согласно субъектно-деятельностному подходу субъекты явля­ются основными структурными элементами любого конфликта, поскольку, выступая противоборствующими сторонами, они сво­ими действиями порождают сам конфликт, придают ему те или иные содержание и остроту, определяют его течение и изменение. Поэтому их, возможно, более четкое определение выступает одним из важнейших аспектов конфликтологического анализа. Точная идентификация субъектов конфликта помогает прояснить его предмет, спрогнозировать его динамику и возможные варианты разрешения. Нередко возникают ситуации, когда достаточно сложно определить непосредственных субъектов конфликта. При­мером могут служить этнополитические конфликты, такие как чеченский или осетино-ингушский, когда непросто ответить на вопрос: кто же представляет стороны в конфликте: лидеры проти­востоящих сторон, те, кто принимает непосредственное участие в силовых операциях, те, кто воспринимает друг друга как соперни­ков и поддерживает своих лидеров в конфликте, или все они вместе как представители и участники определенной социальной группы?

Согласно К. Боулдингу, субъектами конфликта могут выступать либо отдельные индивиды, либо их общности, группы. По участ­вующим в конфликтах субъектам можно выделить межличностные конфликты — конфликты между отдельными личностями, лично- стно-групповые конфликты — конфликты между отдельной лич­ностью и группой и межгрупповые конфликты — конфликты между группами.

Особым видом конфликта с этой точки зрения можно считать и внутриличностный конфликт, в котором индивид как бы «раз­дваивается» на противостоящих субъектов и испытывает внутрен­нюю борьбу с самим собой, решая каким ему быть, как поступить, что выбрать.

Часто конфликт, начавшись как межличностный, с появлением у каждой из его сторон активных приверженцев переходит в межгрупповой. Так же часто, включившись в конфликт в составе определенной группы, личность начинает вести в ней свою соб­ственную линию, вследствие чего конфликт становится для нее личностно-групповым. Все эти «переходы» меняют содержание конфликта и поэтому требуют серьезного анализа.

Основные участники конфликта — это заинтересованные сто­роны или противоборствующие силы, субъекты конфликта, кото­рые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые конфликтоло­ги используют такое понятие, как «оппонент».

Заинтересованные стороны — ключевое звено любого конф­ликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекра­щается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется другим, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Сторона, которая первой начала конфликтные действия, называется инициатором конфликта. Часто выделяют такую харак­теристику оппонента, как его ранг. Ранг — это «сила», определя­ющая уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте.

Группы поддержки — это отдельные индивиды, которые ак­тивными действиями либо своим присутствием, молчаливой поддержкой могут воздействовать на развитие конфликта, его исход.

В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов, так как в большинстве случаев они их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов.

Конфликтное поведение состоит из противоположно направ­ленных действий оппонентов. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмо­циональной и волевой сферах участников конфликта. Чередование реакций сторон, направленных на реализацию их интересов, и ограничение интересов оппонента составляют видимую социаль­ную реальность конфликта.

Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии и тактики. В числе принципов поведения в конфликтной ситу­ации: концентрация сил, координация сил, нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника, экономия сил и времени.

Стратегия поведения в конфликте — ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Выделяют пять страте­гий:

соперничество — заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения;

сотрудничество — позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны;

компромисс — предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны;

приспособление — основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента;

избегание — участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.

Стратегии в конфликте реализуются через различные так­тики, в числе которых:

тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяет­ся в конфликтах, где объект материален;

тактика физического насилия. Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятель­ности, причинение боли и т.п.;

тактика психологического насилия. Вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь;

тактика давления. Приемы включают предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума, предъявление компромата, шантаж;

тактика демонстративных действий. Применяется с целью привлечения внимания окружающих;

тактика коалиций. Цель — усиление своего ранга в конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличении группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращении в СМИ, различные органы власти;

тактика фиксации своей позиции. Наиболее часто применяемая, основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. Это убеждение, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.д.;

тактика дружелюбия. Включает корректное обращение, под­черкивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение;

тактика сделок. Предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.

Тактики бывают жесткими, нейтральными и мягкими. В кон­фликтах тактики меняются обычно от мягких к жестким.

3.3. Объект и предмет конфликта

Конфликты различаются по содержанию, т.е. по объекту столк­новения. Если условно обозначить субъекты конфликта — «С1» и «С2», а объект их интереса — «О», то формула содержания конф­ликта будет выглядеть следующим образом: «С 1—объект—С2», а дополнением к ней — предметное обозначение объекта столкно­вения.

Объект конфликта — это материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обла­данию или пользованию которой стремятся оба субъекта конф­ликта. Объект конфликта может быть делимым и неделимым. Условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов решения конфликта, т.е. для конструктивного разрешения конфликта необходимо изменять не только его объ­ективные составляющие, но и субъективные.

Если конфликт между субъектами не имеет объекта столкно­вения, то он является ложным. В подобном ложном конфликте нет содержательного компонента. Его основа — неблагоприятное психологическое состояние субъекта. Принцип действия таких конфликтов — «Я категорически против, потому что у меня плохое настроение!» Схематически эту группу конфликтов мож­но выразить так: «С1 —О—С2». Основанием такого рода столк­новения является особое состояние субъекта, а причина, т.е. Объект интереса, отсутствует, столкновение формируется вокруг пустоты. И как только налаживается психологическое состояние одного из субъектов, налаживаются отношения между оппонен­тами. В конфликтах такого типа необходимо не разрешать кон­фликт, так как его нет, а быть внимательным к другому, замечать его самочувствие, уважать неблагоприятное состояние парт­нера.

Объектом бытовых конфликтов является бытовое устройство. Схематически данную группу конфликтов можно обозначить так: «С 1—бытовое устройство — С2».

В административных конфликтах объектом столкновения ста­новятся полномочия субъектов: «С 1—полномочия —С2».

В качестве объекта профессионального конфликта выступает профессиональная деятельность: «С 1—профессиональная дея­тельность—С2». Такие конфликты возникают между представите­лями одной профессиональной сферы.

В центре идеологического конфликта всегда стоит различное отношение субъектов к одному и тому же явлению ценностного плана. Схематически это можно изобразить так: «С1—отноше­ние—С2».

Противоречия между характеристиками психологических про­цессов и свойств психики двух субъектов порождают психологи­ческий конфликт. Объектом столкновения в психологическом конфликте является психологическое свойство, неудобное для одного из субъектов: «С 1—особенность свойств и психических процессов —С2».

Объектом этических конфликтов являются нормы поведения: «С 1 —нормы поведения —С2».

Также встречаются конфликты смещенного основания, когда параллельно присутствуют два объекта: интересы двух субъектов (у каждого — свой) — и субъекты в столкновении предъявляют друг другу различные по характеру требования. Схематически данную группу конфликтов можно представить так: «С 1—01 — 02-С2».

Следовательно, чтобы определить, чем наполнен конфликт, т.е. каково его содержание, следует вычленить объект столкновения субъектов.

Этот структурный параметр характеризует содержательную сто­рону конфликта. Для его определения важно выявить, по поводу чего субъекты противостоят, что делает внимание и устремления каждого из них противоречащими друг другу, выяснив тем самым их взаимную готовность противоборствовать между собой. Это составляет собственный предмет конфликта.

Предмет конфликта — это существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта; противоречие, ради ко­торого стороны вступают в противоборство.

Суть противоречия в большинстве случаев не лежит на поверх­ности. Субъекты могут воспринимать конфликт с различной сте­пенью соответствия образа конфликтной ситуации реальности. Можно выделить четыре типа конфликтов.

1. Латентный конфликт. Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет.

2. Неадекватно воспринятый конфликт. Конфликтная ситуация объективно существует и воспринимается сторонами как конф­ликтная, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности.

3. Ложный конфликт. Конфликтная ситуация объективно от­сутствует, однако стороны ошибочно воспринимают свои отноше­ния как конфликтные.

4. Адекватный конфликт. Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно восприни­мается участниками.

Искаженное восприятие конфликтной ситуации рождает неоп­ределенность исхода конфликта.

3.4. Процесс конфликта

Процесс конфликта является его динамической характеристи­кой в отличие от структурных элементов: источника, субъектов, объекта и предмета конфликта.

Процесс конфликта — это ход развития конфликта по этапам и фазам. Описание динамических характеристик конфликта пред­полагает рассмотрение регуляторов динамики конфликта, опреде­ляющих его возникновение и развитие. Безусловно, различение структурных и динамических параметров конфликта иногда быва­ет недостаточно четким.

Динамическим характеристикам конфликта уделяется основное внимание в работах по конфликтологии. Во всяком случае, во­просы, связанные с динамикой конфликта, рассматриваются в конфликтологической литературе значительно чаще, чем другие. Очевидно, это связано с тем, что именно происходящее в конф­ликте оказывает решающее влияние на его исход, на разрешение конфликта и на его последствия.

Описание динамических характеристик конфликта предпола­гает внимание к развитию конфликта и требует ответа на два ключевых вопроса: что происходит в конфликте (процессы, воз­никающие на разных стадиях) и как это происходит (регуляторы этих процессов)?

Обычно считается, что конфликт проходит следующие этапы развития:

- объективное противоречие;

- обострение объективного противоречия;

- конфликтная ситуация;

- инцидент;

- реакция субъектов на конфликт (деструктивная и конструк­тивная);

- управление конфликтом;

- функциональные и дисфункциональные последствия конф­ликта;

- урегулирование и разрешение конфликта.

Этапы развития конфликта — периоды в развитии конфликта, отражающие существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до его разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важ­но для прогнозирования конфликта, оценки и выбора технологий управления им.

Когда же, собственно, возникает социальный конфликт и что считать его началом? В отечественной литературе эта проблема нашла свое отражение в различении понятий «конфликт» и «объ­ективная конфликтная ситуация». Анализируя содержание, вкла­дываемое разными авторами в понятие «конфликтная ситуация», можно сказать, что она в основном интерпретируется как сово­купность объективных внешних обстоятельств и условий, способ­ствующих возникновению конфликта. Конфликт, в свою очередь, представляет собой реальное столкновение участников ситуации, их противостояние, началом которого становится осознание ими ситуации как конфликтной, и переход к конфликтному взаимо­действию.

Фазы конфликта — это периоды в развитии конфликта, непо­средственно связанные с его этапами и отражающие динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения. Основными фазами конфликта являются:

- начальная фаза;

- фаза подъема;

- фаза пика;

- фаза спада.

Фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в первом цикле может начаться фаза подъема

Пик конфликта


Пик конфликта

Фаза подъема

Пик конфликта фаза спада

Фаза спада Фаза подъема

Фаза подъема


Начальная фаза 1-й цикл 2-й цикл 3-й цикл t

Рис. 2. Фазы конфликта

второго цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться третий цикл и т.д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле уменьшаются. Описан­ный процесс можно изобразить графически (рис. 2).

Таким образом, анализ динамических характеристик конфлик- га предполагает описание того, как из некоей совокупности внеш­них социальных условий возникает конфликт, как происходит само конфликтное взаимодействие и как конфликт разрешается или заканчивается.

Вопросы и задания для самоконтроля и повторения

1. Дайте определение структуры конфликта и его содержанию.

2. Опишите стратегию и тактику поведения субъектов в конфликте.

3. Каково значение наличия объекта и предмета конфликта для его содержания и про


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: