Урегулирование конфликта – приведение сторонконфликтного взаимодействия к примирению путем переговоров, участия посредников (третьей стороны) или арбитража [5, С. 295].
Третья сторона – индивид или группа, внешние по отношению к конфликту, пытающиеся помочь субъектам противоборства в достижении согласия. Участие третьей стороны — один из наиболее древних способов конструктивного урегулирования конфликтов.
Вмешательство третьей стороны в разрешение конфликтов (урегулирование конфликта)переживает период бурного развития и используется в развитых странах в самых разных конфликтных ситуациях как альтернатива судебному разбирательству.
Необходимость обращения к третьей стороне при разрешении конфликтов вызвано следующими причинами: во-первых, имеющейся у конфликтующих сторон возможностью выбора (причем состав арбитров, как правило, весьма и весьма квалифицированный); во-вторых, быстротой разбирательства; в-третьих, относительной дешевизной процесса, в-четвертых, конфиденциальностью.
Третья сторона в конфликте (по А.Я. Кибанову) может выступать в двух ролях:
• как сила, поддерживающая одну из конфликтующих сторон (в этом случае завершение конфликта достигается с помощью насилия, а также путем социального давления, использования в качестве поддерживающей силы печати, рекламы, общественного мнения);
• как независимый от них и беспристрастный субъект [5, С.193].
В качестве официальной третьей стороны (обладает нормативным статусом или возможностями воздействия на оппонентов) могут выступать:
при межгосударственных конфликтах и конфликтах государственного уровня:
• межгосударственные организации (например, ООН и др.);
• отдельные государства;
• государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура);
• правительственные или другие государственные комиссии (например, создающиеся для урегулирования забастовок и т.д.);
• представители правоохранительных органов;
при конфликтах между организациями:
• руководители организаций;
• общественные организации (комиссии по разрешению трудовых споров и конфликтов, профсоюзные организации и т.д.);
• профессиональные медиаторы-конфликтологи.
В качестве неофициальной третьей стороны (не обладает нормативным статусом, но участники конфликта признают неформальный авторитет этих лиц в решении подобных проблем) в конфликте могут выступать:
• известные люди, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности (политики, бывшие государственные деятели);
• представители религиозных организаций;
• профессиональные психологи, педагоги, социальные работники;
• неформальные лидеры социальных групп разного уровня;
• старшие по возрасту (мать, отец, другие родственники, коллеги по работе и т.д.);
• друзья, коллеги, соседи, просто свидетели конфликта.
Целесообразность участия третьей стороны в урегулировании конфликтных отношений определяется тем, обратились ли за помощью к третьей стороне сами оппоненты, или же она вмешалась в конфликт сама (табл. 12).
Таблица 12
Характеристика целесообразности участия третьей стороны
в урегулировании конфликта
Добровольное обращение к третьей стороне | Оперативное самостоятельное вмешательство третьей стороны |
Объектом регулирования является затянувшийся конфликт (все аргументы, силы, средства исчерпаны, но выхода не видно). Стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения. Разная трактовка правовых норм или других критериев, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта. Нанесение существенного ущерба одной из сторон, и она требует применения санкций по отношению к оппоненту. Важность сохранить хорошие отношения, но взаимоприемлемое решение они найти не могут. Приход к временному соглашению, но необходимость внешнего объективного контроля за его исполнением. | Опасная эскалация конфликтных событий, существует непосредственная угроза применения насилия. Применение массированного насилия к одной из конфликтующих сторон, а третьей стороне лично невыгоден конфликт. Конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной (руководитель вынужден регулировать конфликт, который негативно влияет на коллектив). Стороны самостоятельно не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон. |
Как показал опыт работы отечественных центров разрешения конфликтов показывает, что чаще всего внутри организаций участие третьей стороны оказывается необходимым в следующих ситуациях:
• конфликты между администрацией и коллективом по поводу распределения прибыли, увольнения, сокращения, невыплаты заработной платы;
• конфликты между руководителями различных подразделений по поводу разделения функций, имущества;
• конфликты внутри администрации по поводу продвижения, принятия решений;
• конфликты между сотрудниками разных подразделений из-за пересечения функций, недостаточной обеспеченности информацией;
• конфликты между руководителями и подчиненными по поводу необоснованных претензий руководителя, игнорирования мнений и проблем подчиненных;
• конфликты между специалистами и представителями инспектирующих органов (с одной стороны, обвинения в некомпетентности, нарушении рабочего ритма, с другой — во враждебном отношении, сокрытии информации);
• конфликты между опытными и более образованными молодыми работниками (взаимные обвинения в недостаточном уважении);
• конфликты между специалистами разных подразделений и др. [5, С. 195].
Уже сам факт присутствия третьей стороны (контактное или спонтанное) может оказать глубокое влияние на взаимодействие конфликтующих сторон. В большинстве случаев такое влияние будет благотворным, т.к. вмешательство третьей стороны рассматривается — наряду с прямыми переговорами — как одна из форм конструктивного управления конфликтами.
Участие третьей стороны хотя бы временно сводит развитие конфликта с деструктивного пути. Однако активное и сильное вмешательство третьей стороны в разгар самостоятельных усилий субъектов с целью урегулирования конфликта может ослабить тенденцию продвижения к согласию. Успешно действующий посредник всегда избегает риска стать слишком значимым для главных участников. Действия посредника ускоряют движение к согласию, но могут также способствовать дальнейшей зависимости сторон от посредника.
Следовательно, вмешательство третьей стороны имеет ограничения и не является универсальным средством для улаживания конфликтов, однако может быть чрезвычайно важным в снижении и преодолении разногласий, напряженности в отношениях между людьми, группами как альтернатива деструкции.