Третьей стороны

Урегулирование конфликта – приведение сторонконфликтного взаимодействия к примирению путем переговоров, участия посредников (третьей стороны) или арбитража [5, С. 295].

Третья сторона – индивид или группа, внешние по отношению к конфликту, пытающиеся помочь субъектам противоборства в достижении согласия. Участие третьей стороны — один из наиболее древних способов конструктивного урегулирования конфликтов.

Вмешательство третьей стороны в разреше­ние конфликтов (урегулирование конфликта)переживает период бурного развития и исполь­зуется в развитых странах в самых разных конфликтных ситуациях как аль­тернатива судебному разбирательству.

Необходимость обращения к третьей стороне при разрешении конфликтов вызвано следующими причинами: во-первых, имеющейся у кон­фликтующих сторон возможностью выбора (причем со­став арбитров, как правило, весьма и весьма квалифицированный); во-вторых, быстротой разбирательства; в-третьих, относительной дешевизной процесса, в-четвертых, конфиденциальностью.

Третья сторона в конфликте (по А.Я. Кибанову) может выступать в двух ролях:

• как сила, поддерживающая одну из конфликтующих сторон (в этом случае завершение конфликта достигается с помощью насилия, а также путем социального давления, использования в качестве поддерживающей силы печати, рекламы, общественно­го мнения);

• как независимый от них и беспристрастный субъект [5, С.193].

В качестве официальной третьей стороны (обладает норма­тивным статусом или возможностями воздействия на оппонен­тов) могут выступать:

при межгосударственных конфликтах и конфликтах государственного уровня:

• межгосударственные организации (например, ООН и др.);

• отдельные государства;

• государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура);

• правительственные или другие государственные комиссии (например, создающиеся для урегулирования забастовок и т.д.);

• представители правоохранительных органов;

при конфликтах между организациями:

• руководители организаций;

• общественные организации (комиссии по разрешению тру­довых споров и конфликтов, профсоюзные организации и т.д.);

• профессиональные медиаторы-конфликтологи.

В качестве неофициальной третьей стороны (не обладает нормативным ста­тусом, но участники конфликта признают неформальный авто­ритет этих лиц в решении подобных проблем) в конфликте могут выступать:

• известные люди, добившиеся успехов в общественно значи­мой деятельности (политики, бывшие государственные деятели);

• представители религиозных организаций;

• профессиональные психологи, педагоги, социальные работ­ники;

• неформальные лидеры социальных групп разного уровня;

• старшие по возрасту (мать, отец, другие родственники, кол­леги по работе и т.д.);

• друзья, коллеги, соседи, просто свидетели конфликта.

Целесообразность участия третьей стороны в урегулировании конфликтных отношений определяется тем, обратились ли за по­мощью к третьей стороне сами оппоненты, или же она вмеша­лась в конфликт сама (табл. 12).

Таблица 12

Характеристика целесообразности участия третьей стороны

в урегулировании конфликта

Добровольное обращение к третьей сто­роне Оперативное самостоятельное вмешательство третьей стороны
Объектом регулирования является затянувшийся конфликт (все аргументы, силы, средства исчерпаны, но выхода не видно). Стороны отстаивают противоположные, взаимоисключаю­щие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения. Разная трактовка правовых норм или других крите­риев, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта. Нанесение существенного ущерба одной из сторон, и она тре­бует применения санкций по отношению к оппоненту. Важность сохранить хорошие отношения, но взаимоприемлемое решение они найти не могут. Приход к временному соглашению, но необходимость внешнего объективного контроля за его исполнением. Опасная эскалация конфликтных событий, су­ществует непосредственная угроза применения насилия. Применение массированного насилия к одной из конфликтующих сторон, а третьей стороне лично невыгоден конфликт. Конфликт отрицательно влияет на среду, которая контроли­руется третьей стороной (руководитель вынужден регулировать конфликт, который негативно влияет на коллектив). Стороны самостоятельно не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон.

Как показал опыт работы отечественных центров разрешения конфликтов показывает, что чаще всего внут­ри организаций участие третьей стороны оказывается необходи­мым в следующих ситуациях:

• конфликты между администрацией и коллективом по по­воду распределения прибыли, увольнения, сокращения, невы­платы заработной платы;

• конфликты между руководителями различных подразделений по поводу разделения функций, имущества;

• конфликты внутри администрации по поводу продвижения, принятия решений;

• конфликты между сотрудниками разных подразделений из-за пересечения функций, недостаточной обеспеченности инфор­мацией;

• конфликты между руководителями и подчиненными по по­воду необоснованных претензий руководителя, игнорирования мнений и проблем подчиненных;

• конфликты между специалистами и представителями инспектирующих органов (с одной стороны, обвинения в некомпе­тентности, нарушении рабочего ритма, с другой — во враждебном отношении, сокрытии информации);

• конфликты между опытными и более образованными мо­лодыми работниками (взаимные обвинения в недостаточном ува­жении);

• конфликты между специалистами разных подразделений и др. [5, С. 195].

Уже сам факт присутствия третьей стороны (контактное или спонтанное) может оказать глу­бокое влияние на взаимодействие конфликтующих сторон. В боль­шинстве случаев такое влияние будет благотворным, т.к. вмешательство третьей стороны рассматривается — наряду с прямыми переговорами — как одна из форм конструктивного управления конфликтами.

Участие третьей стороны хотя бы временно сводит развитие конфликта с деструктивного пути. Однако активное и сильное вмешательство третьей стороны в разгар самостоятельных усилий субъектов с целью урегулирования конф­ликта мо­жет ослабить тенденцию продвижения к согласию. Успешно действующий посредник всегда избегает риска стать слишком значимым для главных участников. Действия посред­ника ускоряют движение к согласию, но могут также способство­вать дальнейшей зависимости сторон от посредника.

Следовательно, вмешательство третьей стороны имеет ограничения и не является универсальным средством для улажи­вания конфликтов, однако может быть чрезвычайно важным в снижении и преодолении разногласий, напряженности в отношениях между людьми, группами как альтернатива деструкции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: