Цель занятия. Закрепление знаний обучающихся по основам управления в конфликтах типа «педагог-обучающийся» на основе эффективного общения и рационального поведения; формирование у них умений анализа педагогического конфликта; формирование алгоритма принятия оптимальных педагогических решений в сложных конфликтных ситуациях, развитие эмпатии, толерантности, решительности, ответственности.
2.1. Порядок проведения игры
Подготовительный этап.
За 7-14 дней студентам выдают задание и установку на подготовку к игре. Суть задания состоит в следующем. Им дают указания по самостоятельному изучению литературы и уяснению основных технологий эффективного общения и рационального поведения при управлении в конфликтом.
Ситуация 1. Студент опоздал на занятие. Вы выясняете причину этого, а в ответ студент провоцирует Вас на конфликт, утверждая, что это педагог не в состоянии понять сложившееся обстоятельства. Педагог вместо выяснения конкретной причины начинает общие рассуждения и приклеивает опоздавшему обучающемуся ярлык необязательности.
|
|
Ситуация 2. Группа пришла на семинарское занятие не подготовленная. В ответ на просьбу педагога объяснить причину случившегося, в качестве основной причины было заявлено, что преподаватель в отличие от других педагогов не способен вызвать интерес к материалу своей манерой поведения и отсутствием связи изучаемого с будущей профессией.
Ситуация 3. На занятии Вы спланировали использование дидактических средств (компьютер, мультимедийный проектор и т. п.). Перед проведением занятия выясняется, что применение аппаратуры невозможно по какой-либо причине (нет электричества, неисправна аппаратура). В тоже время у Вас нет наглядных пособий и раздаточных материалов, выполненных на бумажном носителе.
Ситуация 4. При изучениинового предмета расчет педагога на высокие результаты обучающихся не оправдался, вследствие разного темпа усвоения материала. Решение педагога активизировать процесс с помощью низких отметок привел к противоположному результату. Попытка педагога вызвать студентов на открытый разговор не удалась. Педагог заявил, что с этой группой другого результата не добиться.
Ситуация 5. Вам поручили организовать и провести среди студентов какое-либо групповое мероприятие (конференция, КВН, конкурс и т. п.). Вы сообщаете об этом группе, в которой проводите занятия или являетесь куратором. Группа, ссылаясь на занятость, отказывается принимать участие в мероприятии. Определите возможности снижения уровня конфликтного противостояния.
Ситуация 6. В учебную группу, в которой Вы являетесь куратором, приходит новый студент («новенький»: сильная личность, высокая обучаемость, независимость в оценках, направленность на дело, склонность к одиночеству, спортсмен, самооценка высокая, адекватная»). Однако, группа не желает его принимать в свой коллектив, а попытки куратора вовлечь новичка в групповые проблемы приводит к росту напряженности уже между ним и группой.
|
|
Ситуация 7. Произошло объединение двух учебных групп (либо постоянное, либо для проведения занятия, мероприятия, например, экскурсии). Но «старые группы» враждуют между собой и работа в таком коллективе затруднительна. Педагог на занятии без учета ситуации своим решением назначил старшим лидера первой группы, а в состав этой временной группы включил в основном представителей второй группы.
Ситуация 8. В процессе подготовки клекционно-практическому занятию по дисциплине «Конфликтология», педагог не правильно определил образовательную цель (обучающую, воспитательную, развивающую). В частности, не было указано какие профессионально-важные качества воспитываются на занятии. Это привело в взаимному непониманию между педагогом и значительной части обучающихся.
Ситуация 9. При проведении занятия по неосновной с точки зрения ряда студентов учебной дисциплине произошло резкое снижение познавательной активности обучающихся. В ответ на явное нежелание осваивать учебный материал педагог сосредоточил свое внимание только на тех студентах, которые демонстрировали заинтересованность в содержании материала. Мотивом действий педагога было утверждение о том, что «кому необходимо и интересно – тот усвоит, а остальным это не надо».
Ситуация 10. Группа после ряда столкновений с педагогом по причине его якобы завышенных требований, демонстративно с большим опозданием, но в полном составе пришла на занятие и отказалась отвечать на вопросы самостоятельной внеаудиторной работы.
2.2. В ходе игры студенты объединяются в игровые группы по 2-4 человека. Каждой группе выдается одинаковый набор карточек с ситуациями и рисуночного теста Ф. Розенцвейга) и заданием: проанализировать предложенные ситуации, разработать механизм управления конфликтом по каждому случаю, подготовить критические замечания и предложить вариант рационального поведения в конфликте с учетом модели поведения, заданной стратегии, и тактических приемов (время на обработку одной ситуации – 10 – 15 минут).
2.3. На втором этапе проводится межгрупповая дискуссия по обсуждению предлагаемых вариантов критики и выработка наиболее конструктивных.Сверьте полученные результаты с ответами (Приложение), определите процентное отношение правильных ответов.
2.4. Используя результаты решения заданий, обоснуйте содержание стратегии поведения субъекта в конфликте «педагог-обучающийся» в зависимости от причин конфликта, модели поведения и типа трансакции субъектов конфликта. Занесите полученные результаты в таблицу.
Таблица
Стратегия поведения
Модель поведения | Субъект А - педагог | Стратегия поведения | Субъект Б - обучающийся |
Конструктивная | Взрослый | Взрослый | |
Родитель | |||
Дитя | |||
Деструктивная | Родитель | Дитя | |
Родитель | |||
Взрослый | |||
Дитя | Родитель | ||
Дитя | |||
Взрослый | |||
Конформистская | Взрослый | Дитя | |
Взрослый | |||
Родитель | |||
Родитель | Дитя | ||
Взрослый | |||
Родитель | |||
Дитя | Дитя | ||
Родитель | |||
Взрослый |
1.5. Используя правила оптимального разрешения педагогических конфликтов (по М.А. Гончарову), спланируйте мероприятия по каждой из ситуаций.
Тест промежуточного контроля. Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.
1.Педагогический конфликт – это:
|
|
а) способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон, внутри организации;
б) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие вне образовательной системы;
в) нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов;
г) нормальное проявление связей и отношениймежду людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство, взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон образовательной системы.
2. Неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе; непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании; содержательное и методическое несовершенство образовательного процесса; недостаточная урегулированность формальных и неформальных отношений в образовательном социуме; недооценка значения развития индивидуальности обучающихся и педагогов – это:
а) общие причины педагогических конфликтов;
б) специфические причины конфликтов в вузе;
в) общие причины педагогических конфликтов в школе;
г) специфические причины конфликтов в колледже, техникуме.
3. Плохая организация труда педагогов; несовершенный стиль руководства; необъективность оценки педагогами знаний обучающихся, их поведения - это причины:
а) конфликтов педагог-администратор;
б) конфликтов педагог-родитель;
в) конфликтов педагог-обучающийся;
г) конфликтов педагог-педагог.
4. Недостаточный профессионализм педагога как преподавателя и воспитателя; нарушение требований образовательного учреждения обучающимися - это причины:
а) конфликтов педагог-администратор;
б) конфликтов педагог-родитель;
в) конфликтов педагог-обучающийся;
г) конфликтов обучающийся-обучающийся.
5. Разные уровни общей и педагогической культуры; несогласованность стратегии и тактики воспитания; непонимание родителями сложности образовательного процесса; различия в отношении к ребенку как к личности; отрицательное отношение родителей к образовательному учреждению, иждивенческая позиция семьи; столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения; профессиональная некомпетентность педагогов – это причины:
|
|
а) конфликтов педагог-администратор;
б) конфликтов педагог-родитель;
в) конфликтов педагог-обучающийся;
г) конфликтов обучающийся-обучающийся.
6. Разный стаж работы; преподавание разных (важных и второстепенных) предметов; преподавание одного предмета; разный должностной и научный статус; отношения между педагогами, чьи дети учатся в одном образовательном учреждении – это причины:
а) конфликтов педагог-администратор;
б) конфликтов педагог-педагог;
в) конфликтов педагог-обучающийся;
г) конфликтов обучающийся-обучающийся.
7. Учебная перегрузка, общая утомляемость обучающихся, ведущая к обострению противоречий; смена коллектива и возникающая при этом трудность в адаптации новичков; неразвитая рефлексивность, несовпадение самооценки обучающегося с оценкой товарищей; неопределенность социального статуса личности обучающегося; общая неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в группе – это причины:
а) конфликтов педагог-родитель;
б) конфликтов педагог-администратор;
в) конфликтов педагог-педагог;
г) конфликтов обучающийся-обучающийся.
8. К видам конфликтов «педагог - обучающийся» не относятся:
а) конфликты потребностей;
б) конфликты поступков;
в) конфликты деятельности;
г) конфликты отношений;
9. Тактический метод управления педагогическим конфликтом, используемый в образовательных учреждениях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия; эффективный в случаях несущественных расхождений интересов и условий, характерных для типичных и привычных моделей поведения людей в коллективе; основанный на подчеркивании общих интересов – это:
а) метод сотрудничества;
б) метод компромисса;
в) метод сглаживания;
г) метод уступок и приспособления.
10. Тактический метод управления педагогическим конфликтом, включающий сосредоточение внимание на проблеме, а не на личностных качествах другой стороны; определение проблемы в категориях целей; определение решений, приемлемых для обеих сторон; 4) создание атмосферы доверия и уважения; сведение к минимуму проявления гнева и угроз – это:
а) метод уступок и приспособления;
б) метод компромисса;
в) метод сглаживания;
г) метод сотрудничества.
Рекомендуемая литература
1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учеб пособие. СПб.: Питер, 2009. 288 с.
2. Базелюк В.В. Разрешение педагогических конфликтов: учеб. пособие. Челябинск: ЧГПУ, 2005. - 169 с.
3. Белкин А.С. Конфликтология образовательного процесса: учеб. пособие. Екатеринбург, 2002. 126 с.
4. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учеб. пособие. М.: Кнорус, 2009. 480 с.
5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2009. 384 с.: ил. (Серия «Практикум»).
6. Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Психологический практикум: учеб пособие. М.- Ярославль: Ремлер, 2004. 184 с.
7. Львов Л.В. Педагогический менеджмент: учеб. пособие. Челябинск: ЧГАУ, 2008. 178 с.
8. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991.
9. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учеб. пособие. М.: Высш. образование, 2007. 357 с.