Вид практического занятия № 1: круглый стол
Тема практического занятия № 1: Конфликт как социальный феномен
общественной жизни (2 часа).
План практического занятия:
1. Понятие и характеристика концепций социального конфликта.
2. Структура социального конфликта.
3. Основные причины, стадии и фазы развития социального конфликта.
4. Типология и функции социальных конфликтов.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Ø Подготовить доклады и тематические выступления (по рекомендации преподавателя или по выбору студента):
1. Общесоциологические теории о конфликте как инструменте развития.
2. Разработка типологии конфликтов в западной и отечественной социологии.
3. Социальные конфликты в разных общественных структурах.
4. Социальные конфликты в меняющемся российском обществе.
5. Неравенство в обществе как причина социальных конфликтов.
Ø Ответить на вопросы:
1) Какие объективные составляющие социального конфликта выделяют в Отечественной конфликтологии?
|
|
2) В чем особенности восприятия конфликтной ситуации?
3) Какие факторы возникновения социальных конфликтов Вы можете назвать?
Ø Изучить литературу:
1. Основная литература:
1) Конфликтология: учебное пособие для бакалавров / отв. ред. А.Я. Гуськов. – М.: Проспект, 2013. -176 с.
2. Дополнительная литература:
1) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 2011.
2) Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. Учеб. пособие – М.: Проспект, 2010.-186с.
3) Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социология: Хрестоматия /Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая – М.: Гардарики, 2003.
4) Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2010.
5) Здравомыслов А.Г. Четыре точки зрения на причины социального конфликта //Конфликтология: Хрестоматия /Составитель: Н.И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
6) Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб, 2009.-384с.
Вид практического занятия № 2: обсуждение в группах (интерактивный метод).
Тема практического занятия № 2: Решение ситуационных задач по выявлению сущности, элементов конфликта «КФГ», «КФС», «И» и методов выхода из конфликтных ситуаций (2 часа).
План практического занятия (примерные ситуационные задачи):
Ситуационная задача № 1:
Студенческая группа 3-го курса Института права по результатам учебы была признана лучшей группой института и приказом ректора награждена премией. Через пару дней после этого ректор застал четырех студентов этой группы курящими на лестничной площадке. Курение в стенах учебного заведения запрещалось. Ректор приказом вынес всем четверым курильщикам выговор за нарушение дисциплины. Когда пришел срок получения премии, оказалось, что этих четырех студентов (кстати, круглых отличников) в списке премированных нет. Четверка возмутилась. Группа поддержала своих обиженных товарищей и решила отправить к директору Института права делегацию с просьбой выдать им премию. Директор Института права сказал, что он не может удовлетворить их просьбу. Делегация направилась к ректору. Ректор делегацию принял, но удовлетворить просьбу отказался. Через некоторое время на предпраздничном университетском вечере студенты в капустнике разыграли скетч, в котором директор института и ректор были представлены в смешном и глуповатом виде. Вскоре после этого староста группы Иванов И.И. был снят. Вмененное ему в вину нарушение было незначительным, и студенты решили, что снят он в связи со всей этой историей. Их попытки добиться, чтобы Иванова И.И. оставили старостой, ни к чему не привели.
|
|
Конфликт налицо. Проанализируем эту ситуацию.
Ситуационная задача № 2
Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одной из ваших подчиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так поступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не понимаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь. Что же можно предпринять чтобы изменить ситуацию?
Ситуационная задача № 3
Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний — она расплакалась. Как довести до нее свои соображения?
Ситуационная задача № 4
У вас в отделе есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?
Ситуационная задача № 5
Вы приняли на работу молодого способного юриста (только что окончившего Института права), который превосходно справляется с работой. Он провел уже несколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода жалобы, а сегодня поступило письменное заявление от вашего секретаря по поводу его грубости. Какие замечания, и каким образом, необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?
Ситуационные задачи на практическом занятии решаются группами в составе 4-5 студентов.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Ø Подготовить тематические выступления (по рекомендации преподавателя или по выбору студента):
1. Основные формулы В.П. Шейнова по определению вида конфликтов в зависимости от его динамики.
2. Графическая структура социального конфликта.
3. Основные подходы ученых к раскрытию содержания понятий: «конфликтоген», «конфликтная ситуация», «инцидент».
Ø Ответить на вопросы:
1) Какие имеются в литературе определения социального конфликта?
2) Какие необходимые и достаточные условия возникновения конфликта?
3) Какие Вы знаете основные структурные элементы социального конфликта?
Ø Изучить литературу:
1. Лекционный материал по теме «Социальные конфликты: природа, структура, динамика и их типология».
1. Основная литература:
1) Конфликтология: учебное пособие для бакалавров / отв. ред. А.Я. Гуськов. – М.: Проспект, 2013. -176 с.
|
|
2. Дополнительная литература:
1) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 2011.
2) Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. Учеб. пособие – М.: Проспект, 2010.-186с.
3) Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социология: Хрестоматия /Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая – М.: Гардарики, 2003.
4) Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2010.
5) Здравомыслов А.Г. Четыре точки зрения на причины социального конфликта //Конфликтология: Хрестоматия /Составитель: Н.И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
6) Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб, 2009.-384с.