Анализ развивающегося конфликта

(практическое занятие)

Занятие проводится в форме обсуждения конфликтов, предложенных студентами.

Конкретные конфликты анализируются студентами по следу-
ющей схеме:

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

6. Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта, прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

З) пик конфликта;

4) фаза спада.

Фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.

2. Примерные вопросы для

анализа проблемы [1]

1. Обозначение проблемы___________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Пожалуйста, опишите кратко ситуацию:________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Как эта ситуация возникла?__________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

2. Кто участвует в этой проблеме?____________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Эта проблема касается Вас так:

- начальника

- коллеги

- сотрудника

- __________

3. Как Вы оцениваете цели и мотивы участников?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

4. Насколько глубока проблема?

Интенсивность: слабо (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7) – сильно

Частота: редко (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7) – всегда

5. Как часто Вы сами думаете об этой проблеме?

нечасто (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7) – очень часто

Как Вы ощущаете/воспринимаете эту проблему?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

6. Располагаете ли Вы достаточной информацией, чтобы принять решение о дальнейших действиях?

_________________________________________________________

7. Важно ли признание решения/запланированных действий участниками для реализации решения этой проблемы?

_________________________________________________________

8. Будут ли участниками признаваться авторитарные решения/авторитарные действия?

_________________________________________________________

9. Может ли предпочитаемое решение или последствие решения этой проблемы привести к конфликту между участниками?

_________________________________________________________

Пожалуйста, укажите, насколько отдельные пункты можно соотнести с описанной Вами проблемой. Это позволит выявить возможные причины проблем объективного типа или вызванные отношениями между людьми.

не имеет очень

с проблемой важный

ничего фактор

общего

Вы сами:

- недооцениваете проблемы (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- нетерпеливы (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- мало учитываете слабости отдельных

сотрудников (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- больше реагируете на проблему,

чем действуете (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)

- другое. (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: