ПСИХОТЕРАПИЯ: диалог человека с самим собой
Психоаналитическая работа с конфликтом
В основе психоаналитической работы в ее классическом варианте лежит т.н. общемедицинская модель работы с пациентом. Опираясь на «симптомы», психоаналитик «ставит диагноз», исходя из известных ему схем возникновения патологии, и далее использует отработанные в психоанализе методики и техники для ее преодоления. Терапевтическое воздействие психоанализа состоит в уничтожении вытеснения, приближая бессознательное к сознательному, он устраняет условия для образования симптомов, превращает патогенный конфликт в нормальный, который каким-то образом должен найти разрешение» (Фрейд, 1989, с. 278).
Уничтожение» вытеснения требует преодоления сопротивления, которое поддерживает вытеснение. Именно сопротивление приводит к тому, что в процессе психоаналитической терапии имеет место неосознаваемое противодействие пациента врачу и выздоровлению.
Конфронтация - это одностороннее, директивное действие терапевта, побуждающее пациента к «встрече лицом к лицу» со своей проблемой. С помощью конфронтации внимание пациента привлекается «к каким-либо отрицаемым им особенностям его реакций, отношений с внешним миром или чувств к терапевту без попытки их объяснения или интерпретации». Конфронтационные приемы отличаются «жесткостью», «психохирургическим» характером. Используя «объективный» метод работы с «пациентом», аналитик исходит из своей версии «объективных фактов» и «реальности», независимо от отношения к ним самого пациента.
|
|
Поведенческая психотерапия (интерперсональные конфликты)
Когнитивно-бихевиористские подходы – работа по улучшению «реагирования» человека, акцентированная на трудностях, заявленных им самим. Ориентация на более эффективную адаптацию человека к социальному окружению и — лишь как следствие этого — на достижение большей внутренней гармонии.
Рационально-эмоциональная (или эмотивная) психотерапия А. Эллиса (неразумные убеждения).
Д. Бернс: в ситуации, когда человек сердится, испытывает раздражение или гнев, типичными искажениями являются следующие:
1) использование «ярлыков»;
2) «чтение чужих мыслей»;
3) преувеличение негативного характера происходящего;
4) неадекватные заявления типа «должен» или «не должен».