Русская культура как объект философских споров

Проблемы русской культуры и её места в мировом культурно-историческом процессе занима­ли умы многих деятелей русской науки и культуры.

1. Теория культурно-исторических типов Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885)

2. «Философические письма» Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856). Первое «Филосо­фическое письмо» Чаадаева привело к оформлению двух основных направлений в русской общественной мысли XIX века, славя нофильств у и западничеств у.

Славянофилы - представители направления в общественной и философской мысли России середины XIX века, ратовавшие за ис­конно славянский, неповторимый путь развития русской культуры, за полное неприятие Россией пу­ти западноевропейского развития.

Западники - представители направления в общественной мысли России середины XIX века, связывавшие культурно-историческое развитие России с безоговорочным усвоением и повторением западноевропейского опыта.

Старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания, опирающегося на учения отцов восточной церкви и православие в той самобытной форме, которую ему придал русский народ. Они чрезмерно идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер.

Соборность - это множество, объединенное силой любви в свободное и органическое един­ство. Только в соборном единении личность обретает свою подлинную духовную самостоятельность. Соборность противоположна индивидуализму, разобщенности и отрицает подчинение какому-либо авторитету, включая и авторитет церковных иерархов, ибо ее неотъемлемым признаком является свобода личности, ее добровольное и свободное вхождение в церковь. Поскольку истина дается только соборному сознанию, то и истинная вера, по мнению славянофилов, сохраняется лишь в на­родном соборном сознании.

Из наиболее известных объединений западников можно выделить кружки Станкевича и Герцена.

Славянофилы также были сторонниками образованности и просвещения, но считали необхо­димым искать в науке истинную народность, а не заимствовать западноевропейские образцы.

Запад­ники же с порога отвергали возможность существования какой-то особенной, национальной или, пользуясь терминологией славянофилов, «народной науки» (в конце концов, и сами славянофилы так и не смогли объяснить, что же все-таки имелось в виду под понятием «народность науки». Со спо­ра о «народности науки» дискуссия переходила в сферу принципиальных мировоззренческих про­блем. Речь шла о соотношении общечеловеческого и народного, национального в историческом про­цессе.

Если западники подчеркивали первенство общечеловеческого начала, то славянофилы склоня­лись к преувеличению роли народного, национального фактора в истории. Эту противоположность можно проследить и в выдвижении из славянофильской среды идеи «культурного мессианства» Рос­сии. Важным мировоззренческим различием было и отношение к духовным традициям православия.

3. Концепция Николая Бердяева (1874-1948). Значительное место в осмыслении специфики культуры России принадлежит произведению Н. Бердяева «Судьба России». Стремление Бердяева выявить и описать русскую самобытность опи­ралось на славянофильскую традицию, в конечном счете, восходило к немецкой классической фило­софии, которая рассматривала нацию как некую коллективную личность, имеющую собственную индивидуальность и свое особое призвание, Отсюда и широкое использование соответствующей терминологии – «дух народа», «душа народа», «характер народа». Бердяев «рус­скую душу» связывал ее неповторимость с огромными российскими пространствами, утверждая, что «пейзаж» русской души соответствует «пейзажу» рус­ской земли с ее широтой, безграничностью и устремленностью в бесконечность.

4. Н.О. Лосский в работе «Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского на­рода» свойства национального духа: «Основное свойство русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра и смысла жизни…».

О.А. Платонов в книге «Русская цивилизация»: «...Русская цивилизация отвергла западноевропейское понятие развития как преимущественно научно-технического, материального, постоянного наращивания массы товаров и услуг, обладания все большим количеством вещей, перерастающего в настоящую гонку потребления, "жадность к вещам". Этому понятию русское миропонимание противопоставляло идею совершенствования души, преоб­ражение жизни через преодоление греховной природы человека...».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: