Политическое объединение под началом Москвы привело к интенсивным интегративным процессам в культуре, ставшей подлинной «собирательницей русских земель». Значительно укрепилось единство русского языка. Национальное самосознание питалось как долгожданным обретением независимости, так и интересом к глубинным истокам, к Киевской Руси. Русская культура одновременно с европейской начинает обращаться к своей древности. Именно на рубеже XIV—XV веков происходит объединение русского былинного эпоса в единый Киевский цикл, герои которого Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Князья Олег и Владимир воспринимаются уже вне временных рамок, как символы патриотизма и героизма. Возник жанр исторической песни, героями которой могли быть простые люди (например, Авдотья Рязаночка). В былинах и песнях происходило даже «смешение половцев и татар как общих врагов Руси» (Д. С. Лихачев). Летописные своды возникают в Москве, Твери, Ростове, Новгороде, Пскове.
Растет «книжная» ученость, сосредоточенная в монастырях, библиотеки которых стали собирать также исторические повести, научные (географические, медицинские) трактаты. Формой духовного просветительства стала получившая широкое распространение житийная литература. В ней место отводится как героям освободительной борьбы — Александру Невскому, Дмитрию Донскому, так и духовным подвижникам и наставникам — Сергею Радонежскому (1315/19—1392), Стефану Пермскому (1340—1396). Сергий, человек высокий образованности, наделялся чертами землепашца, мукомола, дровосека, плотника. Основав 150 монастырей, он считался покровителем путешественников. Канонизированный церковью, Сергий стал восприниматься вообще как заступник земли Русской.
|
|
Даже рост «вольнодумства» и ересей, характерный для рубежа XIX—XV вв. (сразу после победы над татарами) и всего XV века, в каком-то смысле был выражением роста национального самосознания, ищущего свой путь и в религии. Ереси были в значительной степени порождением духовных поисков, ведь не случайно их основателями были всегда люди глубоко верующие, не боящиеся ради «истинной» веры никаких наказаний. Ереси были и свидетельством осознания самоценности человека, идеи, настойчиво поднимавшейся в духовной атмосфере всей Европы.