Особенности художественного образа

Эмоциональность. Важнейшей чертой художественного образа является то, что в нем выражается эмоционально-ценностное отноше­ние к объекту. Знание об объекте служит в нем лишь фоном, на кото­ром вырисовываются переживания, связанные с этим объектом.

Предназначение художе­ственного образа — не в том, чтобы отразить реальность такой, какая она есть, а в том, чтобы вызвать в человеческой душе переживания, сопряженные с ее восприятием. Художник не может заставить человека пере­живать какие-то чувства, просто назвав их или даже подробно опи­сав. Он возбуждает переживания, моделируя средствами художе­ственного языка породившие их причины. Художественный образ и есть модель причины, рождающей эмоции. Воссоздавая силой своего воображения то, что представ­лено в произведении искусства, зритель, читатель, слушатель стано­вится «соавтором» содержащегося в нем художественного образа.

Итак, художественный образ по сути своей есть не столько отра­жение явлений действительности, сколько выражение их человече­ского восприятия, связанных с ними переживаний, эмоционально-ценностного отношения к ним.

Условность. Мнение, что искусство — по крайней мере «предметное» искусство — заключается в умении достигать сходства изображения с изображае­мым, широко распространено. Еще в античности это мнение легло в основу «теории подражания» (по греч. — мимесиса), согласно кото­рой искусство есть подражание действительности. С этой точки зре­ния эстетическим идеалом должно быть максимальное сходство ху­дожественного образа с объектом. Но художественный образ не может быть просто копией действи­тельности. Эмоционально-ценностный характер художественного образа предполагает отступление от бесстрастной объективности в изображении действи­тельности. В этом и состоит художественная условность.

Символичность. Как уже отмечалось язык символов самые абстрактные идеи выражает в конкретно-наглядной форме. Искус­ство использует визуальные, аудиальные, вербальные знаки не просто в их прямом, непосредственном значении, но и кодируя в них глубин­ные, «вторичные» символические смыслы. Поэтому художественный образ не сводится к тому, что в нем изображено. Он несет в себе какое-то иное, более общее смысловое содержание, выходящее за рамки кон­кретного, видимого и слышимого объекта, который в нем представлен.

Многозначность. Всякий знак способен быть носителем раз­ных значений. Значение знаков складывается и существует только в контексте. Таким образом, понять значение знака нам помогает контекст, в котором он употреблен. Этот контекст связан со своей исторической эпохой. Восприятие произведения может проходить в ином историческом контексте. Поэтому подлинное произведение искусства обладает настолько глубоким со­держанием, что его невозможно исчерпать в рамках одного «единственно верного» толкования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: