Проблемы культуры в социальной философии марксизма

Марксизм - философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого - К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов - движущая сила истории, а ее высшее выражение - социальная революция. Капитализм - последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности). Маркс и Энгельс применяли в анализе культуры формационный подход. Они выделяют пять формационных типов культуры: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, коммунистический.

Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли 19-20 вв. В то же время подверглись критике содержавшиеся в нем утопические, противоречивые и ошибочные представления. В марксизме абсолютизировалась роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицались возможности эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, романтизировалась историческая роль пролетариата, неадекватно истолковывался труд как источник стоимости; утверждалась необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергалась общечеловеческая нравственность. Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, которое с нач. 20 в. разделилось на революционное (В. И. Ленин и др.) и реформистское (Э. Бернштейн и др.) течения. В реформизме подверглись критике теоретические основы марксизма, что привело к отказу от его основных положений. В революционном течении возобладало крайне левое истолкование марксизма. После Октябрьской революции в России марксизм подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму. Крушение тоталитарных режимов с кон. 80-х гг. во многих странах, где марксизм был государственной идеологией, открыло новый этап его изучения и оценки.

Вопросы развития культуры в рамках ''философии жизни''

В философии Возрождения и Нового времени сформировалась классическая концепция культуры, основанная на принципах гуманизма, рационализма и историзма. И в ее рамках сформировался идеал человека как разумной, критически мыслящей, независимой творческой личности. Культурный прогресс мыслился как распространение знаний, идей, рост разумности и сознательности человека, достигаемый средствами образования, просвещения и воспитания. В конце 19-20 вв. в западной философии возникли новые представления, которые отказались от классической концепций культуры. В этот период в западной философии сформировалось сильное иррациональное направление. Иррационализм - это философское направление, которое, в противоположность рационализму, отрицает или ограничивает возможности разума в Познании и творчестве. Они выдвигали на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека (волю, инстинкты, чувства, воображение, бессознательное, интуицию). В иррационализме культура разума и активности человека заменяется его резкой критикой. Исторический оптимизм заменяется пессимизмом, а идеи общественного и культурного прогресса - неверием в него. Среди иррациональных направлений заметное место занимала «философия жизни». Она сформировалась в конце 19 - нач.20 вв. Основным понятием является понятие жизни. Жизнь противопоставляется статическому бытию и понимается как вечное движение и становление, как созидание и самореализация человека в различных формах культуры. В рамках «философии жизни» сформировались три основные школы: «философия воли» Ницше, академическая «философия жизни» Дильтея, теория творческой эволюции Бергсона.

1)Ницше предлагал новое понимание человека. В отличие от гуманистов и просветителей, Ницше считал, что человек не является венцом природы, ее высшим творением. На протяжении тысячелетий происходило разрушение человека как биологического вида. Ницше выдвигает положение о том, что человек - это еще не установившееся животное. В отличие от других биологических видов, он находится в процессе становления. Ницше предложил новое понимание культуры, дает критический анализ современного ему состояния культуры. В работе «Рождение трагедии из духа музыки» он сопоставил два начала - аполлонистическое и дионистическое. Аполлон - бог солнца, света, гармонии, красоты, меры. Аполлонистическое начало Ницше оценивает как созерцательное, интеллектуальное, рациональное. Дионис - бог свободы, раскованности, природных инстинктов, стихии жизни. Дионистическое начало Ницше отождествляет с трагическим, интуитивным, иррациональным компонентом культуры. Он полагал, что менталитету греков и их культуре были присущи оба начала. И в этом первая из причин расцвета их культуры. В дальнейшем в западной культуре было утрачено дионистическое начало и возобладало рациональное. В этом первая из причин кризиса современной культуры. Другая заключается в том, что она основана на принципах христианской морали (негативное отношение к христианству). Ницше считал, что христианство- это религия слабых, униженных рабов. Она отрицает свободу мышления и самостоятельность действий человека. Воля к власти - это главное понятие в его философии, главный критерий любого общественного явления.

Ницше считал, что необходима переоценка ценностей, нужно отбросить мораль рабов и возродить мораль господ - идеал сильной и свободной личности. Мораль господ должна быть основана на следующих принципах: признание безусловной ценности жизни, природного неравенства людей, право сильного - сильного человека не связанного никакими моральными требованиями, он находится по ту сторону добра и зла. Свой идеал человека Ницше воплотил в идеале сверхчеловека. Его образ выставлен через отрицание среднего человека, человека толпы. Ницше наделяет его демоническими, дионистическими чертами. Прообраз он видел в героях античности и Возрождения. Ницше полагал, что в современном обществе сверхчеловека не существует, его необходимо вырастить. В этом и заключается задача человечества. Понятие сверхчеловека, волюнтаризм и плюрализм учения Ницше, содержащиеся в нем антихристианские идеи, были заимствованы у Ницше идеологами фашизма. В то же время в его учениях есть положения, которые шли вразрез с идеологией и практикой фашизма: он выступал против всех форм массового сознания, против обезличивания общества.

Современную культуру он рассматривал как массовую, механистическую, коммерческую, предназначенную для развлечения («культура торгашей»). В западной культурологии Ницше считался одним из идеологов контркультуры (60-70гг. 20 века).

2)Зиммель в своей работе «Конфликт современной культуры» пытался показать, почему понятие «жизнь» выдвигается на первый план философией 20в. (18 в. – «природа», 19 в. – «общество»). Происходит разрушение старых форм культуры. Понятие «жизнь» используется для выражения динамизма социальных и культурных явлений 20 века. В учениях Дильтея и Зиммеля оно отличается субъективизмом (жизнь отдельного человека). Зиммель сводит содержание жизни к чувству, мысли и опыту индивида. Он считал, что жизнь - это уникальный творческий процесс, который исключает всеобщность и закономерность (в обществе нет законов). Человеческая история - есть взаимодействие случайных, уникальных, неповторимых судеб. Т.о. понятие общественного закона заменяется понятием судьбы. Судьба может быть постигнута только через интуицию, а не через разум. Дильтей и Зиммель рассматривали вопрос о том, чем различаются науки о природе и о духе (естественное и историческое). Причем науки о культуре они относят к сфере исторического знания. Основным методом исторических наук провозглашается непосредственное переживание исторических событий и их истолкование. Искусство истолкования литературных памятников и письменно зафиксированных проявлений жизни называется герменевтикой. Дильтей полагал, что историк должен воссоздавать не только изменения в материальной культуре, но и побудительные мотивы исторической деятельности людей. Без выявления этой субъективной стороны нельзя до конца понять, почему историческое событие принимает ту или иную конкретную форму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: