Лекция 14. Основные этапы развития культурологической мысли в России

На характер русской культуры большой влияние оказали особенности природы России. Суровый климат русской равнины, лес, реки, степи, бескрайние просторы - все это формировали основы отечественной культуры (мировоззрение народа, характер его расселения, связи с другими землями, тип хозяйственной деятельности, отношения к труду, организацию социальной жизни, фольклорные образы, и т.п.).

Ключевский: природа приучила русского человека к чрезмерному напряженному кратковременному труду. Поэтому ни один народ не мог так напряженно трудиться. Борьба с природой требовала от русских людей совместных усилий. Поэтому устойчивым понятием стало: навалиться всем миром. Природа вызывала у человека восхищение. Фатализм русского человека сочетался со стихийно-реалистическим отношением к жизни.

Не рационализм, а интуитивизм доминировал в сознании русского человека. У русского человека больше восточной, византийской иррациональности, чем западной рациональности. Эмоции преобладают над разумом, страсти над интересами. У русских людей преобладало наглядно-образное и действительное мышление. Природа оказывала большое влияние и на характер русского искусства. Об этом пишет Д.С. Лихачев в работе «Заметки о русском». Издавна русская культура считала волю и простор главным эстетическими и этическими ценностями.

Большое влияние на характер русской культурыры оказал экономический фактор. Исторически сложилось так, что на протяжении веков основной хозяйственной единицей в России была община - с коллективным пользование землей и внутренним самоуправлением. Общинная организация хозяйства оказала влияние на формирование ценностей русской культуры: приоритет коллективного начала над личным, отзывчивость на чужую беду, взаимопомощь, милосердие и сострадание, гостеприимство.

На своеобразие русской культуры оказали влияние особенности политического развития России. В первые века существования славяно-русского государства успешно развивались демократические формы правления (вече). В отличие от Запада, где культура впитала правовые нормы, разработанные еще в Древнем Риме, на Руси всегда существовал приоритет морали над правом. К тому же судебные нормы («Русская правда») были более гуманны. Недооценка правовых норм, их незнание определяли на всем протяжении истории России низкую правовую культуру.

На своеобразие русской культуры большое влияние оказал геополитический фактор: промежуточное положение России между цивилизациями Запада и Востока. Проблема цивилизационной принадлежности России, ее отношение к Западу и Востоку стало предметом теоретического культурологического исследования в 19 в.

Чаадаев признавал своеобразие цивилизационного развития России, но видел его в том, что мы никогда не развивались вместе с другими народами, не принадлежали ни к одному из семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку.

Западники связывали будущее России с ее развитием в русле европейских традиций. Славянофилы связывали будущее России с развитием самобытной, самодостаточной русской культуры. Данилевский наиболее перспективным считал славянский тип культуры, наиболее полно выраженный в русской культуре.

Тойнби рассматривал Россию как дочернюю зону православной Византии. Аналогичные мысли высказывал Леонтьев.

Большое внимание уделял этой проблеме Плеханов: в России идут два процесса параллельных друг другу, но направленные в различные стороны. С одной стороны, происходит европеизация высшего культурного слоя, а с другой стороны, происходит усиление азиатского способа производства и восстановления деспотии. Это порождает разрыв между народом и интеллигенцией. Россия не объединяет Восток и Запад, а противопоставляет, и даже разрывает эти два мира.

Н.А. Бердяев считал, что в Росси соединяются Восток и Запад как два потока мировой истории, причем это соединение превращает Россию не в некий интеграционный вариант, а в арену столкновения и противоборство западных и восточных элементов. Промежуточное положение России между Востоком и Западом порождает глубокую противоречивость русской культуры, ее раздвоенность и внутренний раскол.

Существует евразийская концепция цивилизационного развития России. Представители: Трубецкой, Алексеев, Корсаев, Савицкий. Евразийцы отстаивают мысль об исключительности российской цивилизации, обусловленной спецификой ее местоположения. Также как славянофилы они отрицательно относились к реформам Петра 1. Но в отличие от славянофилов они делали акцент на восточном элементе в русской культуре, подчеркивали положительное значение татаро-монгольского ига для формирования государственности и сохранения устоев православия в условиях идеологической и военно-политической экспансии Запада. Л. Гумилев считал себя последним евразийцем.

Среди духовных факторов, определивших своеобразие русской культуры следует называть, прежде всего, православие. У древних славян существовала языческая религия, основанная на вере во множество богов, которые символизировали различные природные стихии и покровительствовали тем или иным сторонам деятельности человека.

В 988 г. Русь приняла христианство в его византийском православном варианте. Пришедшее из вне христианство существенно изменилось под влиянием местных, языческих верований и культов. Христианские и языческие традиции, наслаиваясь друг на друга, образовали со временем некий синтез, получивший название русское православие.

Принятие христианства приобщило Русь к культуре Византии и всего христианского мира. В кон.10 в. на Русь из Болгарии приходит письменность, а вместе с ней на Руси появляются рукописные книги. С 11 в. начинается летописание. Русью была воспринята Византийская иконопись, фресковые росписи, искусство мозаики. В конце 10-начале 11 в.в. на Руси появляется монументальная каменная архитектура. Из Византии привносится крестово-купольный тип храма. В правлении Ярослава Мудрого на Руси появляется монашество и монастыри, которые становятся, своего рода, культурными центрами.

В условиях феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига единство русской земли сохранялось благодаря цельности русской культуры, сплоченной единством языка, славянской письменности, религиозными воззрениями и христианскими ценностями. В послемонгольский период православная церковь сыграла важную роль централизации и укреплении государственного единства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: