Цели семинарского занятия:
1. Узнать содержание общих тенденций в понимании культуры в эпоху Просвещения (Ф. Бэкон).
2. Узнать содержание культурологических концепций культурологов – «диссидентов» эпохи Просвещения (И.Г. Гердера, Ж.Ж. Руссо, Дж. Вико)
План:
1. Общая характеристика представлений о культуре в эпоху Просвещения.
2. Трактовка культуры в трудах Ф. Бэкона.
3. Культурологические идеи И.Г. Гердера.
4. Культурологические идеи Ж.Ж. Руссо.
5. Культурологические идеи Дж. Вико.
Входные компетенции:
Студент из дисциплин «история» и «философия» должен знать:
1. Ключевые исторические события и социально-экономические процессы в Западной Европе эпохи Просвещения (ХVII – ХVIII вв.).
2. Основные философские течения Западной Европы эпохи Просвещения.
Основные понятия и положения темы:
«Антропоцентризм» – (греч. anthropos — человек и лат. centrum — центр) характеристика культурологической концепции, согласно которой, человек есть главный субъект и объект культуры. Является ключевым основанием для понимания культурологической мысли античности. В латинское понятие «культура» человек был включен благодаря трудам оратора и философа периода Римской республики Марка Туллия Цицерона, обосновавшего цель культуры как «возделывание» гражданина. Антропоцентризм античных культурологических представлений сменился в теоцентризмом в Средние века. Человек вновь стал основой культуры в эпоху гуманизма, начало которой связано с творчеством Данте Алигьери и распространением его «Божественной комедии».
|
|
«Естественное — искусственное» — парное понятие, выражающее не столько противоположность природы и человека, сколько «естественный», т. е. соответствующий закономерностям мира, рациональный характер человеческой деятельности, её способности разумно творить свой искусственный мир.
«Натура — культура» — парное понятие, имеющее общенаучный смысл различения человека — творца культуры и его природного мира — «натуры». В эпоху Возрождения это понятие приобрело антропоцентрический смысл противопоставления «натуры» и «культуры».
«Деятельностно-гуманистический принцип» — исходная и генерализующая идея познания мира человека как процесса и результата его активно-преобразующей деятельности.
«Космоцентризм» (лат. centrum — центр) — принцип рассмотрения человека с позиций его естественной, космологически понятой природы.
«Логоцентризм» — принцип безраздельного доминирования разума как сущности человека. В теологической трактовке — человеческого разума как проекции Божественного.
«Парадигма» (греч. paradeigma — пример, образец) — введенное Т. Куном понятие для обозначения «совокупности идей, теорий, методов, концепций и образцов решения различных проблем, принимаемых научным сообществом определённого направления или эпохи»
|
|
«Секуляризация» — процесс освобождения общественного сознания от религиозности, обусловленный, с одной стороны, характерной для Нового времени рациона лизацией человеческой деятельности, с другой — обострением ценностно-смысловых противоречий церкви и её взаимоотношений с обществом.
«Социоцентризм» — принцип определяющей роли общественных отношений, для конкретного человека — социальной среды, его редукции к «ролевику», функции этой среды.
«Сциентизм» (лат. scientia — наука) — видение человека и его мира с позиций универсальных законов науки.
«Теоцентризм» (греч. theos — Бог) — принцип осмысления человека и его мира с точки зрения их Божественного творения.
Регламент занятия:
Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №2 – 4 академических часа
Темы | Вид деятельности студентов | Время | |
Общие тенденции в понимании культуры в эпоху Просвещения (Ф. Бэкон). | Доклады по теме | 30 мин. | |
Культурологические концепции культурологов – «диссидентов» эпохи Просвещения (И.Г. Гердера, Ж.Ж. Руссо, Дж. Вико). | Доклады по теме | 30 мин. | |
Общие представления о культуре в эпоху средневековья | Дискуссия | 30 мин. |
Вопросы для самоконтроля:
1. Кто из английских философов ХVII в. внес особый вклад в осознание феномена культуры и чем отличается этот вклад?
2. В чем видели главное содержание культуры французские просветители?