Обыденное и научное понимание культуры. Происхождение понятия «культура». более 500 дефиниций (лат. definitio «определение»), появившихся к настоящему времени
Основные причины разнообразия подходов в осмысление понятия культуры:
• Многообразие значений самого слова «культура»
• Многообразие феноменов, входящих в смысловое поле понятия культура
• Разнообразие типов определений культуры, связанное со способами ее истолкования
• Многообразие философских и научных подходов ( философско-исторические концепции (И. Гердер, Г. Гегель О. Шпенглер, А. Тойнби; культурно-антропологические школы (Э. Тайлор,); Психоаналитические подходы (З. Фрейд, К. Юнг,); «игровые» теории (Й. Хейзинга); космологические системы (В.И. Вернадский); гуманистическая концепция, (А. Швейцер). особняком стоят антропологические и культурологические идеи русской философии первой половины ХХ века (Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин, П. Флоренский, С. Франк, А. Лосев, М. Бахтин).
культура - многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.
|
|
• Происхождение понятия «культура».
• У греков существовало понятие пайдейа (paideia), «Пайдейа» - это, прежде всего воспитанность и образованность. Гармония души и тела: в прекрасном теле обретается прекрасная душа.
• В поэтическом трактате «Земледелие» римский писатель Марк Порций Катон (234-149 до н. э.) впервые по отношению к возделыванию земли употребил слово «cultura» (обработка, улучшение, возделывание)
• Римский политический деятель, писатель и оратор Цицерон (106-43 до н. э.) в своей работе «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) пишет: помощи философии можно «возделывать» ум человека
• Средневековье - Бог- первопричина созидания, возделывания как души и тела, так и всего мира вещей
• Идеал досягаем только вне земного бытия
• Возрождение -идеал человека - это его богоподобие, или культурное совершенство человека, заключающееся во всестороннем развитии: физическом, нравственном, умственном
• XVII веке это понятие стало существовать как самостоятельный научный термин. Немецкий юрист СамюэльПуфендорф (1632-1694) в работе «О праве естественном»(1684), высказал идею, что человек может пребывать в двух состояниях естественном (природном) и культурном.
• Просвещение – Разум поставил знак равенства между совершенством человека и его разумностью
• В XIX веке появляются представления о культуре как системе ценностей, а также как о неких локальных образованиях. Н.Я.Данилевский (1822-1885) «Россия и Европа» (1869). О. Шпенглер(1880-1936) «Закат Европы» (1918-1922)
• XX век открыл для себя внутреннее многообразие культуры. - пролетарская и буржуазная культура, элитарная и массовая культура, гуманитарная и техническая культура