Скажи: «Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками».
Коран 17:90
Ислам родился в Аравии VII-го века – родоплеменном обществе, разделённом на множество отдельных племён и племенных союзов, ведущих кочевой или осёдлый образ жизни. Первые назывались жителями пустыни (бедуинами, от араб. бадиа – пустыня), вторые обитали в оазисах и занимались земледелием и торговлей. Вне зависимости от образа жизни араб мыслил социальными категориями рода и племени, для него не существовало понятия государства и царя-правителя, обладающего единоличной властью. К последнему арабы относились презрительно, подчеркивая собственную свободолюбивость и дух родового коллективизма. Ядром племени был род, представляющий собой семью с большим количеством сыновей. Во главе племени стоял сейид, как правило, происходящий из одного и того же рода. Он выполнял функции вождя, заботясь о соплеменниках в мирное время, и военного предводителя во время стычек между племенами и набегов. Власть сейида держалась скорее на авторитете и добровольном подчинении соплеменников. Человек не осознавал себя самостоятельным индивидом. Род давал кров и защиту, но поглощал индивидуальность. Покушение на жизнь или честь одного араба считалось посягательством на весь род в целом, который согласно обычаю имел право кровной мести. Поэтому самым тяжелым наказанием для провинившегося было отлучение от племени, что равнозначно смертному приговору – такой человек выпадал из общества и терял его покровительство, за его убийство мщения не предусматривалось. В Западной и Центральной Аравии, где родился ислам, за 16 веков проживания арабы так и не создали государства. Самым крупным политическим объединением, которое знали бедуины был союз племен, который носил неустойчивый, временный характер. Единственный древнейший центр государственности и развитой цивилизации на Аравийском полуострове располагался в Южной Аравии (Йемен и Хадрамаут), ко времени рождения ислама пришедший в упадок.
|
|
Основателем новой монотеистической религии был выходец из купеческой среды города Мекка – Мухаммад (ок. 570–632). Мекка – древний культовый и торговый центр Аравии. Выросшая из караванной стоянки возле целебного источника Замзам, с древнейших времен она считалась заповедной территорией, где запрещалось охотиться и проливать кровь. Особое квадратное строение Кааба (араб. куб), построенная около источника, служила святилищем языческих богов. Раз в год в Мекку совершались паломничества, там проводились религиозные церемонии и общеарабские ярмарки. На это время, в течение четырех священных месяцев запрещалось вести войну.
|
|
Мухаммад принадлежал к одному из родов могущественного мекканского племени курайшитов, однако происходил из обедневшей семьи и рано осиротел. В сорокалетнем возрасте Мухаммад осознал свою пророческую миссию, когда ему стало ниспосылаться божественное откровение. В первый раз ему явился ангел со свитком священного писания с приказом «читай!». Не будучи грамотен, Мухаммад запоминал обращенные к нему слова на слух. Из отдельных стихов к концу жизни пророка сложился единый Коран (араб. чтение), в основном передававшийся изустно. Позднее, уже при халифе Усмане, откровения были записаны и составили священную книгу мусульман.
Начав открытую проповедь, Мухаммад призывал арабов отречься от языческих богов и обратиться к почитанию единого и единственного Бога. Он проповедовал о воскрешении мёртвых и Страшном Суде, воздаянии за земные поступки адским огнём или райским блаженством. Все эти идеи были созвучны библейским религиям, с которыми была знакома часть местного населения (евреи, исповедующие иудаизм, и арабы, принявшие христианство), но совершенно чуждо мировоззрению арабов-язычников, привыкших к обожествлению природных сил и почитанию родоплеменных богов. Мысль о возможности воскрешения человека в прежнем облике вызывала у них лишь скептические усмешки. Племенная аристократия курайшитов восприняла проповедь новой веры как угрозу обычаям своих предков. Из-за смертельной опасности, нависшей над жизнью Мухаммада после около двенадцати лет мирной проповеди пророку пришлось эмигрировать из родного города в оазис Йасриб в 622 г. (впоследствии названный Мединой, сокращение от Мадинат ан-Наби – «Город Пророка»). Это событие получило название хиджра (переселение) и положило начало мусульманскому календарю. В Медине сформировалась крепкая мусульманская община, глава которой выступал арбитром в межплеменных спорах. В размежевании с иудейской и христианской традициями окончательно сложился мусульманский культ.
Мухаммад не считал, что создает новую религию. Наоборот, он воспринимал ислам как возрождение забытого единобожия времен ветхозаветного Авраама, общего прародителя арабов и евреев. На раннем этапе он ожидал особенного сочувствия к своей вере от аравийских иудеев. Не случайно первой киблой (направлением, в сторону которого обращен верующий при молитве) был установлен Иерусалим. Казалось, что иудеи не в пример христианам сохранили единобожие в более чистом виде и именно они готовы принять нового пророка. В самом Коране существует множество укоров в отношении христианского учения о Святой Троице, трёх лиц (ипостасей) единого Божества. Для ислама Иисус Христос – всего лишь пророк, но не Сын Божий. Коран учил, что у Аллаха нет ни сыновей, ни дочерей и нельзя Ему придавать сотоварища. Абсолютный монотеизм ислама совпадал с иудейским учением о Боге. Однако, не найдя отклика в иудейской среде, враждебно отнесшейся к Мухаммаду, ислам полностью отмежевался от иудаизма. Киблой стала Кааба – мусульманская святыня в Мекке. Днём соборной молитвы в мечети, завершающим неделю, была объявлена пятница (выходной день у иудеев – суббота, у христиан – воскресенье).
После серии войн между мусульманами и мекканцами, незадолго перед своей кончиной Мухаммад завоевал Мекку и очистил Каабу от языческих идолов. Мусульманская община, созданная Мухаммадом, очень быстро превратилась в государственное образование, которое после смерти пророка получило название халифат. Во главе государства стоял халиф, считавшийся заместителем пророка в деле руководства общиной. Соответственно, в руках халифа сосредотачивалась высшая светская и религиозная власть, что придавало теократический характер государству.
|
|
Ислам возвысил арабов до более высокого уровня социального и политического самосознания. С признанием новой веры арабы и все многочисленные народы, принявшие ислам в ходе арабских завоеваний, стали мыслить себя прежде всего членами единой религиозной общины, а уже потом представителями конкретной нации, племени, рода. В своей проповеди Мухаммад объявил, что все мусульмане равны перед Аллахом, вне зависимости от генеалогического и социального происхождения, различие между ними только в степени благочестия. Язык Корана – арабский, стал официальным языком государства и средством межнационального общения. Множество покоренных народов (иранских, тюркских и др.) добровольно приняло ислам и влилось в единое пространство мусульманской культуры, сохраняя свои региональные и этнические отличия. Их совместными усилиями была создана богатая и уникальная арабо-мусульманская культура.
Классическая мусульманская культура существовала с VII по XVI в., с утверждения ислама и пророческой миссии Мухаммада до падения Аббасидского халифата. Время правления первых, «праведных халифов» Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (632–661) считается золотым веком халифата. В этот период элита строго хранила заветы пророка, а мусульманская община сохраняла единство. Концу правления последнего халифа предшествует смута, противостояние между Али и наместником Сирии Муавией, основателем династии Умаййадов (661–750). Если первые правители мусульманского государства были выборными лицами, то Муавия, придя к власти, ввел принцип наследования власти. Центр халифата переместился в Дамаск. После гибели Али единая община испытала раскол на суннитов и шиитов, ростки которого можно было заметить ещё раньше. Последние придерживались представления о наследственном характере власти халифа, считая что пророку могут наследовать только прямые родственники из семьи Али, двоюродного брата и зятя Мухаммада. В отличие от суннитов шииты не признавали выборного принципа, будучи убежденными что семья пророка отмечена особой благодатью самим Богом.
|
|
Умело используя шиитские оппозиционные настроения, род дяди пророка сверг Умаййадов, основал новую династию Аббасидов (750–1517). Столицей арабского государства стал Багдад. При Аббасидах арабо-мусульманская цивилизация достигла зенита своего могущества, её территория простиралась от Северной Африки до Средней Азии и Индии. Один из уцелевших отпрысков рода Умаййадов создал самостоятельное государство в Испании – Кордовский эмират, оказавший значительное культурное влияние на Европу. При Аббасидах наступил период культурного подъема, расцвета науки и искусства. После нашествия монгол в XIII в. Багдадский халифат был разрушен, Аббасидский халиф переехал в Египет под опёку мамлюков и стал номинальной фигурой. Династия окончательно пресекла своё существование после выхода на историческую сцену турок, завоевавших Египет в XVI в. и основавших Османскую империю, султан которой присвоил себе халифские полномочия.