Методические указания

1. При изучении первого вопроса рекомендуется обратить внимание на то, что Восток – это историко-культурологическое понятие, позволяющее говорить о существовании двух различных типов культуры – восточного и западного. Для того чтобы понять возникновение дихотомии Восток-Запад, необходимо обратиться к культурному наследию древних цивилизаций, возникших примерно в четвертом тысячелетии до н.э. на территориях Северо-Восточной Африки, Передней и Средней Азии, на полуострове Индостан и Китайской равнине. Великие культуры Древнего Востока: древнеегипетская, шумерская, ассиро-вавилонская, древнеиранская, хеттская, древнекитайская, древнеиндийская – при всех различиях обладали неким единством. Их общими чертами выступали: традиционализм, ритуальность, каноничность, тесная связь культуры с религиозными культами.

Важно понять, что на ранних этапах развития культуры Запада и Востока имеют достаточно много общих черт: наличие жреческого сословия и мощной бюрократии, централизация хозяйственной, религиозной и военно-политический жизни в руках жрецов, зависимость индивида от коллектива, растворенность в нем, политеизм. Но постепенно начинают складываться культурные отличия Востока от Запада. В наибольшей степени это реализовалось в культурах Древней Индии и Древнего Китая.

2. При изучении второго вопроса следует обратить внимание на материальные достижения и духовные особенности культуры Древней Индии. Необходимо охарактеризовать специфику хараппского и индоарийского периодов, сформулировать основные достижения индоарийского периода (появление древнего арийского языка – санскрита и первых источников, аккумулирующих духовный опыт – вед). Рекомендуется рассмотреть особенности ведической культуры и ее роль в формировании мировоззрения древних индусов, выяснить влияние религиозных верований (ведизма, брахманизма) на закрепление иерархической социальной варновой структуры, обратить внимание на устойчивость кастово-варновой системы в современном индийском обществе.

Следует обратить внимание на то, что именно на основе древнеиндийской культуры сформировался индо-буддийский тип культуры. Особое внимание следует уделить рассмотрению буддизма как первой мировой религии, возникшей на духовной основе древнейших верований, но сумевшей преодолеть их этническую, социальную, географическую ограниченность.

3. При изучении третьего вопроса рекомендуется обратить внимание на основные мировоззренческие установки, характерные для культуры Древнего Китая: традиционализм, сакрализацию многовековых традиций и власти правителя, ритуализацию общественного поведения, глубокое чувство единения с природой, стремление к поддержанию существующего в ней порядка. Принципиальной культурной установкой стал принцип невмешательства в естественный ход событий.

Следует акцентировать внимание на том, что Китай создал неповторимый тип древней цивилизации, главной особенностью которой стал синтез элементов архаической культуры (мифологических и религиозных представлений, магических обрядов) и новой рациональности. Одно из его воплощений ‑ единая система рациональных правил управления и ритуальных общественных норм, органично вошедшая в общее рациональное миропонимание. Основой нового миропонимания стало признание естественного миропорядка как самодостаточного органического и самовоспроизводящегося цикла. Задача разума заключалась в распознавании этого порядка и следовании ему. Особенностью духовной культуры Древнего Китая стало наличие в ней философско-религиозных систем ‑ конфуцианства и даосизма.

В процессе изучения этой темы необходимо овладеть следующим понятийным инструментарием: Веды, ведизм, брахманизм, буддизм, варны, касты, даосизм, конфуцианство.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бэшем А. Цивилизация Древней Индии. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. – М.: Наука, Восточная литература, 1993.

3.Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). – М.: Высшая школа, 1983.

4. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайского государства. – М.: Наука, 1983.

5. Гачев Г. Образы Индии (Опыт экзистенциальной культурологии). – М.: Наука, 1993.

6. Елисеефф В., Елисеефф Д. Цивилизация классического Китая. ‑ Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

7 История мировой культуры. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

8. Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 1999.

9. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2002.

10. Культурология: курс лекций / Под ред. И.Г. Палий. – Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2006.

11. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. 10-е изд. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

12. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. – М. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: